Новости

Преступные карьеры

 Добыча от этих показателей отстает. Того же песка в области добывают лишь около 13 миллионов кубометров. Так что уверенность в завтрашнем дне на этом рынке почти стопроцентная. 

Сейчас в регионе легально разрабатывается почти две сотни месторождений нерудных материалов. Согласно правилам лицензирования, после того как работы завершены, недропользователь должен провести рекультивацию земель. То есть в идеале законопослушный добытчик оставляет на месте своего карьера аккуратные пологие склоны, засаженные лесом. Естественно, что возиться с этим хочется не всем. На сегодняшний день в Ленинградской области действует около 800 незаконных карьеров по добыче строительного песка. 

Легко объяснимо, почему нелегалам интересен именно песок. Для того чтобы развернуть этот бизнес, достаточно иметь бульдозер и грузовик. Не нужно даже искать месторождение — в Ленинградской области огромное количество небольших «выходов» осадочных пород на поверхность. Для промышленной добычи этого маловато, а вот для мелких воришек — в самый раз. Именно поэтому только около 50 из 80 нелегальных карьеров рассчитаны на большие объемы добычи. В остальных добывается по 10-30 тысяч кубометров песка. Однако это не делает их менее вредными. 

— Помимо того, что варварски разрушается почвенный слой, при создании незаконного карьера, как правило, вырубается лес, — рассказывает начальник департамента государственного экологического контроля Комитета госконтроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области Сергей Грибалев. — Сам карьер роется как попало — следят только, чтобы склон не обрушился на технику. Ни о какой рекультивации и речи не идет. Если вдруг в карьере открываются грунтовые воды (а это случается очень часто), то его просто бросают. Неоднократно бывали случаи, когда в такие брошенные карьеры падали люди. А там может быть отвесная стена высотой метров семь! 

Еще одна проблема — любой заброшенный карьер рано или поздно превращается в свалку. Вывоз мусора — это тоже бизнес. И в нем тоже хватает нелегалов. Вот и получается, что днем одни правонарушители, которые не хотят оформлять лицензию на разработку недр, роют яму и вывозят песок, а другие, которым жалко платить деньги за утилизацию ТБО, ночью заваливают эту яму мусором. Между «карьерщиками» и «мусорщиками» периодически происходят стычки. 

Незаконно добытый в мелких карьерах песок чаще всего продают садоводствам и коттеджным поселкам, которым надо, например, отсыпать дорогу. Не менее охотно обслуживают и частных клиентов: кто-то дом строит, кому-то опять же дорожку отсыпать. Администрации некоторых садоводческих кооперативов и сами не прочь подогнать трактор да «покопаться» на удачном песчаном склоне, чтобы обеспечить себя нужным материалом. И хотя кажется, что несколько машин с песком — это вовсе не экологическая катастрофа, однако… Там по чуть-чуть, здесь по чуть-чуть. В результате некоторые районы Ленинградской области напоминают сыр, изъеденный мышами. 

Другое дело — большие карьеры, где из недр извлекают по 50 и более тысяч кубометров песка. Отсюда песок идет на большие стройки в Санкт-Петербурге, на отсыпку федеральных трасс. При этом клиенты зачастую могут даже не подозревать, что покупают «неправильный» песок. Например, им могут предъявить поддельные документы. Или же документы может подделать свой же сотрудник, который решил таким образом подзаработать. В результате по бумагам песок будет куплен у добросовестной фирмы, имеющей лицензию, а фактически — привезен с расположенного неподалеку «левого» карьера. Разница, понятное дело, пойдет в карман сообразительному прорабу. И здесь таится еще один из подводных камней песочного бизнеса. 

— Если фирма имеет лицензию, то она отвечает за качество своего песка, — поясняет Сергей Грибалев. — А нелегальный песок никто не будет просеивать. Как схватили, так и вывезли. В результате у нас на строительство какого-нибудь многоэтажного дома идет этот песок вперемешку с глиной и еще непонятно с чем. 

Чем меньше карьер, тем дешевле на нем песок и сомнительней качество. Если крупные добывающие компании устанавливают цены порядка 200-350 рублей за кубометр (дороже всего калиброванный, мытый песок), то мелкие карьерщики вполне могут позволить себе продавать кубометр рублей по 100-150. Разумеется, документов никаких, гарантий — минимум. 

Для того чтобы привлечь незаконно добывающих песок бизнесменов к ответственности, требуются совместные усилия нескольких ведомств. В первую очередь это природоохранная прокуратура, которая имеет право возбуждать административные дела, а не просто составлять протоколы и требовать прекращения работ. А кроме того, — два комитета администрации Ленинградской области, Северо-Западное управление Росприроднадзора и муниципалитеты, на чьей земле, собственно, все происходит. Одним словом: «многовластие». 

— Нынешняя система контроля совершенно неэффективна, — убежден руководитель петербургского отделения экологической общественной организации «Зеленый патруль» Сергей Виноградов. — В идеале следовало бы создать отдельную службу, которая бы занималась только этим. Кроме того, стоило бы облегчить процедуру получения лицензии. 

Cамое большее, что можно сделать с пойманными на месте преступления правонарушителями, — выписать штраф. Если доказано, что разработкой занималось юридическое лицо, то размер штрафа может достигать 100 или даже 300 тысяч рублей. Если же доказательств нет, то штрафовать приходится тех, кого непосредственно застали на месте: водителей, бульдозеристов и т. д. Суммы, разумеется, в этом случае значительно скромнее — 3-5 тысяч рублей. Самый большой успех — это когда удается обязать нелегальных карьерщиков возместить ущерб, нанесенный окружающей среде. В этом случае учитывается все — и вырубка леса, и разрушение почвы, и варварская разработка самого карьера. В итоге общая сумма взыскания для карьера, из которого вывезли 50 тысяч кубометров песка, может достигать 60 миллионов рублей. 

Единственной по-настоящему эффективной мерой остается конфискация техники. Ее вывозят на штрафплощадки, которые предоставляют ГИБДД или местные отделения милиции. После чего остается только ждать, когда появится хозяин. 

И все же, статистика этой борьбы выглядит удручающе. Только за нынешнее лето в комитет поступили сообщения как минимум о 50 «точках» незаконной добычи песка. Значительная часть из них — вновь появившиеся, которыми надо заниматься с нуля. Ликвидировано за тот же срок лишь 30 незаконных карьеров. Вечный казус — чтобы совершить правонарушение нужно приложить гораздо меньше усилий, чем для того, чтобы его доказать и предотвратить.

 

Теги: , ,

Опубликовано: 01 июня 2008