В последние годы стремление бизнеса захватить и застроить часть парков стало грустной тенденцией — все прошедшее лето в Петербурге не стихали волнения местных жителей. Какие парки города приходится отстаивать петербуржцам и почему?
В центральных районах Санкт-Петербурга норматив зеленых насаждений очень невелик: он составляет всего 6 кв. м на жителя. «Петербург проигрывает крупным европейским городам в плане озеленения», — утверждает руководитель природоохранных проектов Межрегиональной общественной организации «Зеленый фронт» Егор Леонтьев.
НОРМА ОЗЕЛЕНЕНИЯ В МИРЕ
На каждого жителя в среднем приходится парков, скверов и садов:
124,7 кв. м — в Вене;
122 кв. м — в Хельсинки
35 кв. м — в Гамбурге;
17 кв. м — в Петербурге.
Данные Межрегиональной общественной организации «Зеленый фронт»
По оценке лидера движения «Красивый Петербург» Красимира Врански, за последние два года горожанам удалось отстоять лишь один парк — парк Интернационалистов, где планировалось строительство торгово-развлекательного комплекса.
Муринский парк
Этот парк, расположенный в Калининском районе Петербурга, относительно новый — в качестве парка он используется около 20 лет. Но долго радоваться прогулкам у ручья жителям севера города не пришлось: уже через несколько лет посреди парка возвели первую очередь спортивного комплекса Nova Arena, включающего футбольные поля, стадион, фитнес-клуб и многое другое. Недавно застройщик получил разрешение на строительство второй очереди спорткомплекса, которая должна «отъесть» у парка еще 1,8 га. Предполагается, что появятся крытая арена, два универсальных поля, футбольное поле и помещения для спортсменов и тренеров.
Жители района выступают против строительства. Они напоминают, что один объект уже есть, а район и без того не выполняет норматив по обеспеченности горожан зелеными зонами.
«Выделенный под строительство участок — это не депрессивный пустырь, а ухоженная территория ландшафтного парка с многолетними зелеными насаждениями: с березовой рощей и липовой аллеей, кленами, ивами. Для местных жителей этот участок уже много лет является полноценной рекреационной зоной. Именно здесь у нас есть возможность отдыхать в черте города, заниматься спортом, бегом, финской ходьбой, велопрогулками, летом — загорать, а зимой — кататься с горки на ватрушках и санках. На этом участке проложены пешеходные дорожки, по которым мы, жители, гуляем и переходим из одной части парка в другую».
Движение «За сохранение Муринского парка»
Парк Малиновка
Парк с двумя живописными прудами существует более 30 лет. Его площадь — около 14 га. Четверть территории застроили еще 10 лет назад: на ней расположен крупный торгово-развлекательный комплекс «Июнь». Кроме того, на территории парка расположена действующая церковь. Спустя пару лет после ввода торгового центра стало известно о планах по возведению нового объекта — собора, под который отводилась седьмая часть парка, — 2 га.
Петербуржцы отстаивают свое право на прогулки и свежий воздух уже шесть лет. За это время статус участка несколько раз переходил из территории зеленых насаждений общего пользования в зону деловой застройки и обратно. На сегодняшний день вопрос со строительством собора в парке так и не решен.
«Необходимо поставить точку в истории с парком Малиновка при разработке нового Генерального плана. В 2020–2021 годах новый Генплан будет принят — в этом документе вся территория парка должна получить статус рекреационной зоны».
Надежда Тихонова,градозащитник, депутат городского Законодательного собрания, член постоянной комиссии по экологии и природопользованию
Южно-Приморсий парк
Этот парк в Красносельском районе Петербурга был создан к столетию В.И. Ленина и до 1991 года носил его имя. В середине 2000-х часть парка была передана под церковные нужды: здесь появилась небольшая церквушка, остальная территория была огорожена строительным забором. По словам участников движения «Сохраним Южно-Приморский парк», сейчас идет речь о том, чтобы на этом участке разрешить коммерческую застройку и увеличить предельную высоту построек до 45 м.
«Тема сохранения парков от застройки действительно горячая. Дело в том, что в парки и скверы, которые несут рекреационную ценность, — люди привыкли в них гулять и отдыхать, — периодически пытаются «влезть» различные застройщики. Жители вполне резонно не желают отдавать кусочки парков под застройку: в хорошие дни эти парки и так забиты отдыхающими. Все понимают, что зелени не хватает. Борьба ведется и с небольшими коммерческими объектами — например, точками общепита. Тенденция последних лет — строительство религиозных объектов в парках и скверах. Лозунг населения примерно такой: «Мы не против церквей, мы против урезания парков».
Егор Леонтьев,руководитель природоохранных проектов Межрегиональной общественной организации «Зеленый Фронт»
Парк на Смоленке
Этого парка по сути еще нет. Сегодня территория в устье реки Смоленки на Васильевском острове является запущенной: жители просят превратить ее в парк, девелоперы вынашивают планы по ее застройке. Ситуация осложняется тем, что на Васильевском острове нет ни одного крупного парка — лишь несколько скверов и небольшой парк Декабристов.
Участники инициативной группы предлагают создать прогулочные и беговые дорожки, разместить элементы благоустройства (скамейки, качели) — предварительные проекты уже готовы. Но пока город продолжает судиться с застройщиком, который планирует построить на этом участке отель.
«Сегодня в Петербурге выявлено 70 проблемных зеленых территорий, где может начаться или уже ведется строительство, либо они находятся в запущенном состоянии — как, допустим, в парке на Смоленке: суды еще будут продолжаться, к тому же в программах до 2030 года не заложено благоустройство этой территории. И борьба за него будет вестись еще долго».
Красимир Врански,лидер движения «Красивый Петербург»
Сквер у СКК «Петербургский»
Горожанам до сих пор неясна судьба спортивно-концертного комплекса: планы по его реконструкции постепенно превратились в намерение снести здание и построить вместо него новое — шире, выше, масштабнее. Но градозащитникам помимо СКК приходится защищать и большой сквер вокруг здания. Первоначальный проект предусматривал не только реконструкцию комплекса, но и появление в сквере жилья и коммерческой недвижимости. Сквер был выведен из списка зеленых насаждений общего пользования, а в генплане эта территория значится как многоэтажная жилая застройка. И хотя в июне городские власти пообещали не допустить исчезновения сквера, в документах по-прежнему ничего не изменилось.
«У меня есть уверенность, что все происходящее сегодня вокруг СКК нужно только для одной цели: под видом обязательной реконструкции или сноса комплекса получить право возвести на месте нынешнего сквера жилую и деловую застройку».
Борис Вишневский,градозащитник, депутат городского Законодательного собрания
Парк Александрино
Парк бывшей усадьбы с усадебным домом существует уже два столетия, сильно пострадал в военные годы и был восстановлен. Наступление на парк началось в 2000-х годах — именно тогда за зданием усадьбы были возведены современные высотки, испортившие вид на постройку XVIII века. Но с 2015 года местный девелопер пытается возвести два высотных дома непосредственно на территории парка. И хотя уже несколько раз суд приостанавливал строительство, каждый раз техника возвращалась на площадку.
«Самая важная составляющая успеха отстаивания парка — активность местных жителей. Если рядом с зеленой территорией нет инициативной группы, нет граждан, которые готовы писать запросы, выходить на акции, пикеты, митинги в защиту парков, вести соцсети и давать интервью, то, к сожалению, ничего не получится».