Новости

«Деньги по кругу»: Смольный заявил о планах ликвидации свалок в год их выявления к 2030 году

Власти Петербурга планируют ликвидировать несанкционированные свалки в городе в год их появления к 2030-му. Однако оптимистичные заявления чиновников вызывают у экологов главный вопрос: как это можно будет сделать, если до сих пор нет контролирующей системы.

Смольный объявил о планах полностью избавиться от несанкционированных свалок в Петербурге в год их выявления уже к 2030 году. При этом темпы роста ликвидации НСО, о которых заявляют власти, вроде бы позволяют поверить в амбициозные планы. Однако некоторые экологи склонны с некоторой долей скептицизма относиться к заявлениям чиновников, отмечая, что проблема в отсутствии контролирующей системы. Подробнее – в материале «Точки».

Оптимистичная задача

Власти Петербурга объявили о планах полностью ликвидировать несанкционированные свалки в черте города в года их выявления. Как заявил в своем Telegram-канале вице-губернатор Алексей Корабельников, эта задача станет приоритетной для региона к 2030 году. Поручение президента России выполняется совместно комитетом по природопользованию и районными администрациями.

Планируется отладить механизмы работы, включая новую систему финансирования и контроля за исполнением контрактов администрациями районов.

«Наша задача – отработать весь механизм работы и выйти на ликвидацию выявленных свалок «год в год» уже в этом году», – сказал чиновник.

Для повышения эффективности ежемесячно будет формироваться рейтинг районов, отражающий количество свалок и скорость их устранения. По словам Корабельникова, такой подход поможет оперативно выявлять проблемные зоны и предотвращать появление новых нелегальных полигонов.

Бюджет на борьбу с отходами в этом году превышает 900 млн рублей, что позволит освободить 70 гектаров земель от накопленного экологического ущерба (НСО). Вице-губернатор отметил, что территории стараются оперативно благоустраивать или же отдавать под инвестиционные цели.

Количество свалок падает

Комитет по природопользованию решили наделить полномочиями по управлению ликвидацией нелегальных свалок осенью прошлого года, сообщала «Фонтанка». А вот непосредственное исполнение работ – на районных администрациях.

Если до этого администрации сами выявляли, вели учет свалок, составляли и утверждали списки проблемных адресов, то было решено централизовать этот процесс. Этот шаг нужен, дескать, поскольку предыдущая система с нелегальными свалками не справлялась.

«При этом районы не справляются с объемом средств, которые выделены на эти цели, считают в комитете по природопользованию. В Смольном подчеркивают, что в период с 2021 по 2023 год были использованы всего 63% бюджета, заложенного на ликвидацию свалок. Остальные деньги применить не удалось, их перераспределили на другие цели», – писала «Фонтанка».

В ноябре прошлого года Корабельников сообщал, что количество НСО в черте города снижается каждый год. За 2023 год их сократили в два раза, в 2024-м планировалось снизить их еще вдвое, что, судя по всему, было исполнено.

Как уточнили ТАСС в пресс-службе комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, число несанкционированных свалок сократилось со 126 до 58. Однако в январе этого года портал 78 сообщал, что в Петербурге ликвидировали в 2024 году 173 несанкционированные свалки, а осталось, по данным «Санкт-Петербург.ру», около 70. Как-то не сходятся данные.

Схемы с душком

Председатель межрегиональной экологической общественной организации «Зеленый Фронт» Сергей Виноградов в беседе с корреспондентом «Точки» заявил, что раньше собирал информацию о незаконных свалках по районам, но сейчас – нет: «невозможно, каждый отсебятину дает». То есть актуальной информации попросту не отыскать.

По его словам, с передачей полномочий по ликвидации свалок комитету по природопользованию ситуация в городе должна стать получше.

«То, что было раньше, меня полностью не устраивало. Администрациям, возможно, была выгодна организация этих свалок, на личности не будем переходить. Потому что есть деньги, на которые можно их вывозить, то есть надо найти и оприходовать эти деньги. И там, вероятно, очень большая коррупционная составляющая. Конечно, коррупция никуда не уйдет в России на этом этапе, но когда у вас 18 районов, а мы даже не можем сводную таблицу сделать, понять, сколько свалок, то легче будет к какой-то одной цифре, наверное, приходить, кто будет один отвечать», – пояснил спикер.

Несанкционированные свалки, тем не менее, ликвидируют, но неизбежно встает вопрос: а куда, собственно, едут эти отходы дальше?

«Это основная коррупционная составляющая. Если бы район, к примеру, 20 млн выделял, то они бы не нашли подрядчиков, потому что класс отходов надо определить, и, скорее всего, в несколько раз дороже было бы вывезти, чем это указано в закупке. Почему очередь стоит тех, кто будет вывозить? Им надо куда-то деть все это, а потом предоставить справки, что они вывезли. Справки, предполагаю, можно купить: едете на полигон, договариваетесь за очень маленькие деньги, что якобы вам привозили отходы. Полигону хорошо, и к нему ничего не приходит, а ему деньги платят. А дальше вы можете три машины туда отправить, а остальное на другую свалку организуете и к другим вывозите», – расписал схему эксперт.

За всем этим, продолжает Виноградов, как такового контроля нет. А администрации бы надо послать машину за перевозчиком отходов да отследить куда они все увозят, полагает наш собеседник.

«Не просто справки получите. С полигоном свяжитесь, спросите, какой отход, какого класса, когда привозили – никто этим не занимается. Задача получить потом справки обратно, конечно, будет коррупционная составляющая», – пояснил эколог.

Мусорная круговерть

По мнению собеседника «Точки», вызывает сомнения срок, когда Смольный хочет прийти к выявлению и ликвидации свалок год в год – до 2030 года. Как подчеркивает эколог, сколько свалок не убирай – появляются другие.

«Одни убирают, другие образуются. Мы не спорим, что к 2030 году все свалки, которые сейчас запланированы, будут убраны, но за это время появятся новые, и опять надо будет на них тратить деньги. Нет системы, которая бы не позволяла неотвратимость наказания. Оно, в принципе, сейчас нарушителям выгодно. Одни размещают, а другие за муниципальные деньги убирают. Свалку стоит убрать 20, 40, иногда 100 млн. С удовольствием район на это тратит деньги и убирают ее, а потом появляются новые, или в этом месте, или рядом. И опять собирают деньги и убирают», – объяснил эксперт.

Не помогают, по словам Сергея Виноградова, и установленные в местах частого привоза отходов камеры.

«Нарушители знают, где стоят камеры, они свой номер прикроют и высыпят спокойно. Если бы сидел какой-нибудь пост – два-три, может, пять человек – и смотрели на эти камеры, увидели, как разместили и сразу выехали в этот день – это да. Незамедлительно надо реагировать. А вот когда кто-то снимает, кому-то данные попадают, куда-то их пересылает – так годами может идти. Не ликвидирована основа, почему отходы туда везут. Кто вывез, он должен быть пойман и наказан. У нас этого нет вообще. Даже когда находятся факты, кто это возил туда и так далее, были номера машин, мы сообщаем – никого не интересует. Это деньги по кругу ходят. Город должен не допустить самое основного – размещения, и найти тех, кто размещал», – констатировал председатель «Зеленого Фронта».

Ранее «Точка» писала о том, что новые правила обращения с ТКО вступят в силу в сентябре, а в Ленобласти заявили, что готовы справиться с мусорной проблемой досрочно.

Теги: , ,

Опубликовано: 08 апреля 2025
Найдите нужную новость
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30