Новости

Угроза для экологии

«Самая большая угроза для человека в экологии — это сам человек», — сказал прокурор Калининградской области Сергей Хлопушин, открывая мероприятие в минувшую пятницу 26 октября. Он отметил, что для успешного решения экологических проблем необходимо активное взаимодействие государственных структур с институтами гражданского общества и населением.

Свалки ТБО

Председатель калининградского отделения организации «Зеленый фронт» Олег Иванов рассказал о трудностях борьбы со свалками на землях лесного фонда: на данный момент их фактически некому ликвидировать. «Министерство природы и экологии Калининградской области и Департамент лесного хозяйства нам однозначно дали понять, что полномочий и средств, которые выделяются из федерального бюджета на ликвидацию свалок на землях лесного фонда, просто нет. Поэтому сейчас коллеги по Общероссийскому народному фронту будут инициировать внесение изменений в федеральное законодательство, где будет все-таки определено, кто ликвидирует такого рода свалки», — пояснил он.

По словам Олега Иванова, в 2018 году в регионе зафиксировано увеличение числа несанкционированных свалок. «Рекультивация — это, безусловно, хорошо. Но сейчас мы уже допустили одну серьезную стратегическую ошибку, когда получили средства на рекультивацию городского полигона в поселке им. Космодемьянского в Калининграде, но взамен забыли построить другой объект. По большому счету, мы вообще получили сейчас коллапс. Причем коллапс не только мусорный — с образованием новых свалок, — но и коллапс на дорогах в сторону побережья», — отметил он.

Также общественник пожаловался на правовой вакуум, с которым приходится сталкиваться активистам. К примеру, органы власти игнорируют региональный общественный совет за деятельностью минприроды и экологии, но повлиять на них нельзя. «Конкретно мой пример: я направил обращение, оно в течение 2 месяцев рассматривалось. Спустя 4 месяца никакого ответа не было получено. Проведенной прокурорской проверкой было установлено, что, действительно, отвечать они не должны», — рассказал Иванов.

Также он посетовал на слишком мягкую реакцию надзорных органов при выявлении нарушений природоохранного законодательства: по его мнению, предостережения в таких случаях недостаточно. Так, например, с момента обнаружения общественниками крупной свалки отходов прошло уже два месяца, но она не ликвидирована и по сей день.

Председатель «Союза садоводов и огородников Калининградской области» Вадим Сафроноврассказал о сложностях взаимодействия с населением садовых товариществ в части уборки мусора. На сегодняшний день в Калининграде действует 106 СНТ, где проживает порядка 85 тыс. человек.

«Беда председателей в том, что у нас нет прав воздействовать на “добросовестных” этих садоводов, которые загрязняют нашу экологию», — считает он.

По словам Сафронова, закон предполагает серьезные штрафы для юридического лица и для председателя общества, а физическое лицо остается безнаказанным. «Чтобы навести порядок, наше предложение от членов совета — бить по карману именно нерадивого гражданина, который имеет в собственности земельный участок и который фактически является нарушителем», — отметил он. Также председатель союза пожаловался на бездействие правоохранительных органов, которые приезжают по сигналу о нарушении лишь на следующий день.

«Граждане не подчиняются правилам благоустройства города. У нас все практически садовые общества находятся на территории Калининграда, но они живут своей жизнью», — поддержала его представитель общественного объединения «Союз граждан «Наш регион» Мария Лагутинская.

Разрушение и застройка побережья

Заместитель председателя калининградского отделения Общероссийского народного фронта Олег Авдыш обратил внимание на проблему разрушения берегов Балтийского моря. В частности, за последние годы регион потерял 250 га прибрежной территории. «Мы как бы наращиваем берегозащитные мероприятия, вкладываем достаточно серьезные деньги — десятки и сотни миллионов в защиту берега, но эффект пока от этого отрицательный. Разрушение продолжается, эрозия берега продолжается, несмотря ни на какие финансовые вложения. <...> Мы фактически засыпаем проблему деньгами, не имея результата. Нам хотелось бы увидеть научно обоснованный подход и эффективное использование бюджетных средств», — объяснил он.

Олег Авдыш также напомнил, что по итогам прошедшей в 2017 году межрегиональной экологической конференции в Калининграде было сформулировано предложение: запретить строительство (в том числе под видом апарт-отелей) и вырубку деревьев в охранной и санитарно-защитной зонах побережья морей и внутренних водных объектов на расстоянии 500 метров.

Сергей Хлопушин добавил, что прокуратура активно занимается вопросом застройки побережья. В настоящее время ведомство пытается обжаловать в Верховном суде РФ выделение 10 га земли под застройку в Зеленоградске.

Загрязнение воздуха в Прибрежном

Микрорайон Прибрежный располагается на «уникальной ландшафтной территории» — рядом залив, сосновый бор и 30–40 км до границы с Евросоюзом. Однако в центре Прибрежного находится промышленная зона. «40 га промышленной территории против 20 га среднеэтажной и малоэтажной жилой застройки. Порядка 15–20 га занимают садовые общества. Все знают, что прокуратура с 2017 года борется с этой промышленной зоной. Через судебное решение одно предприятие в части вредных выбросов было приостановлено. Это “Браво БВР”. Остаются еще несколько предприятий, которые работают на данной территории без санитарно-защитных зон», — отметила представитель «Союза граждан «Наш регион» Мария Лагутинская.

Более 5 лет назад городские власти установили на территории промышленной площадки газоанализатор. В августе прошлого года срок аттестации прибора закончился. Ввести в эксплуатацию его удалось только в мае текущего года.

Газоанализатор показал превышение фенола и формальдегида в 4–20 раз. «Мы знаем, какая организация у нас выбрасывает формальдегид, благодаря тому, что в декабре 2017 года через решение суда данная организация получила разрешение на выброс вредных веществ, несмотря на протесты прокуратуры. Была ли реакция со стороны правительства Калининградской области, либо природоохранной прокуратуры, либо прокуратуры Калининграда на этот выброс? Нет. На предприятие не выезжали. Откуда формальдегид? От лакокрасочного производства и цеха», — возмутилась Лагутинская. Кроме того, прибор зафиксировал превышение этилбензола и соединений группы ксилола.

Есть в микрорайоне и проблемы с очистными сооружениями: система давно устарела, это просто сточные канавы. При этом жилые дома располагаются от них на расстоянии 300 метров. «Люди дышат фекалиями. Приезжайте туда, когда северо-западные ветра, постойте там», — предложила общественник.

По мнению Марии Лагутинской, необходимо провести мониторинг актуальных санитарно-защитных зон у всех промышленных предприятий региона, а также актуализировать данные по всем вредным выбросам предприятий области.

Руководитель регионального управления Роспотребнадзора Елена Бабура рассказала, что в санитарно-защитной зоне предприятий Прибрежного нередко отводятся земельные участки для строительства. «К нам уже обращаются жители, которые приобретают эти участки, имеющие кадастровые номера, с тем чтобы сократить санитарно-защитную зону действующих предприятий Прибрежного. То есть, с одной стороны, люди кричат о том, что идет экологическое загрязнение атмосферного воздуха. С другой стороны, они покупают участки и требуют сократить санитарно-защитную зону для того, чтобы они могли спокойно там жить и, самое главное, на отведенных участках могли возводить жилые дома. На наш взгляд, это просто недопустимо», — заявила она.

Представитель экологического движения «Дом» добавил, что их организация реализует совместный проект с общественным движением «Челябинск, дыши!». Это онлайн-мониторинг состояния воздуха по 2 дисперсиям — 2,5 и 10 размер частиц. Общественники закупили около 10 датчиков, и в ближайшее время приборы установят на территории города. Информация будет отправляться в Интернет, где с ней сможет ознакомиться любой человек.

Транспорт

Прокурор Сергей Хлопушин поднял вопрос загрязнения атмосферы транспортом. По его мнению, Калининград находится буквально «в преддверии транспортного коллапса». «Я не местный житель, но во многих местах жил. Здесь есть очень хорошие остатки трамвайных линий. Но линия трамвайная, по-моему, только одна, а остальные в заброшенном состоянии. Почему местная власть не развивает трамваи? Прекрасное средство передвижения. В Европе скоростные трамваи есть: не надо садиться в машину каждый день, стоять в пробках — сел, доехал. В Калининграде вообще благоустройство на высоком уровне: можно просто ходить пешком, но почему-то люди этим не пользуются. С утра выходят, садятся в кресло машины, потом — в кресло на работе, потом болеют», — добавил он, отметив, что проблему перегрузки города автомобилями могла бы решить организация платных парковок в центре.

Председатель Общественной палаты Ольга Аринцева поддержала прокурора, сообщив, что принципиально каждый день ездит на общественном транспорте, несмотря на наличие в семье автомобиля.

«Проблема в том, что у нас транспортная сеть категорически неудобная. Уже несколько лет власти Калининграда говорят о создании электронного билета, интегрированного билета. Сейчас, чтобы добраться из одной точки города в другую, нужно сделать несколько пересадок. Это экономически дорого достаточно, и времени очень много уходит. Если общественный транспорт будет удобным, многие люди смогут на него пересесть», — полагает Олег Иванов.

Деревья

Представитель общественного объединения «Аллеи Калининградской области» и организации «Экозащита!» Александра Королева рассказала, что за 2017 год в регионе было вырублено в 7 раз больше деревьев, чем посажено. В Зеленоградском городском округе деревьев было уничтожено в 28 раз больше, чем посажено. При этом закон об охране зеленых насаждений требует как минимум посадки 1 за 1. При всероссийском нормативе по зеленым насаждениям в 16 кв. м на человека, в Калининграде на человека приходится всего 7 кв. м.

«Головная боль» активистов — придорожные аллеи. С 2012 по 2014 год по предписанию ГИБДД из 375 тыс. придорожных деревьев было вырублено 12 тыс. С 2015 по 2016 — не менее 10 тыс. деревьев. В 2017–2018 году — еще около 1,5 - 5 тыс. «Аллеи не принадлежат никому. Они ничьи. Единственный уход, который они получают, — это обрезка ветвей, которые мешают проезду автомобилей. <...> Об аллеях вспоминают только тогда, когда нужно подписать порубочный билет. Потому что именно тогда муниципалитет, который никогда не ухаживал за этими деревьями, который их никогда не сажал, да и вообще, никогда не считал, может получить компенсационную стоимость», — говорит Александра Королева. 

По ее словам, в 2015 году Калининград, Зеленоградск, Гурьевск и Черняховск получили 55 млн руб. компенсационных средств. Однако эти деньги не были направлены на посадку аллей. «Возможно, на компенсационные посадки туи около здания сельсовета они и направлялись. Но не на аллеи», — подчеркнула эколог. Защитить деревья могло бы признание их уникальным ландшафтом области. Однако Александра говорит, что региональное министерство природы отказывается работать в этом направлении.

Одно из уникальных мест области — 11-километровая липовая аллея, которая начинается в Низовье и заканчивается на пересечении с трассой Гурьевск – Полесск. Эти 1,1 тыс. деревьев сажали несколько поколений: есть образцы возрастом от 50 до 150 лет. 

«В разгар изучения этой аллеи во время экспедиции мы обнаружили, что для строительства тротуаров вырублены деревья. Среди них дерево, в котором нами и энтомологом были обнаружены более 120 личинок жуков, занесенных в Красную книгу РФ и Калининградской области», — рассказала Александра Королева. Организация обратилась в прокуратуру, но проверка еще не завершена. Однако теперь тротуар прокладывается за деревьями. 

«Мы всё время слышим о том, что сразу за деревьями начинаются чьи-то поля. Это неправда. У каждой дороги есть свой отвод, и обычно это несколько метров. Везде есть место для тротуара», — добавляет Александра Королева.

С 29 января по 3 февраля 2018 года была зафиксирована вырубка здоровых деревьев в Южном парке. Уничтожить их полностью не позволили местные жители, вставшие на защиту зеленых насаждений. В результате экспертиза установила, что оценка деревьев была сделана небрежно, пилить их было не нужно.

Еще одна забота организации — спасение визитной карточки города — каштанов.

«Деревья надо обрезать — это принято. Непонятно, правда, зачем обрезать деревья в сквере, где они дают тень, где всё красиво. <...> Целый день провел тогда на острове Канта Денис Вячеславович Ким (природоохранный прокурор. — Прим. ред.) для того, чтобы остановить эту бессмысленную резню. Это неправильно. Не должен чиновник такого ранга сидеть и ловить кого-то там с пилой. Должны быть правила обрезки», — считает представитель «Экозащиты».

В продолжение темы Олег Авдыш также затронул вопрос реализации проекта «Зеленый щит». Эта президентская инициатива  получила одобрение на общественных слушаниях в региональной общественной палате дважды. «Оба раза по формальным каким-то признакам эта инициатива не реализована. На сегодняшний день Калининградская область остается одной из немногих территорий, где инициатива президента не получила вообще никакой реализации. <...> Первые наши документы были всего на 20 га поданы, их завернули. Вторые мы уже рассмотрели более серьезно и подали на 6,5 тыс. га. <...> У нас сейчас готовится итоговый форум Народного фронта, и мы вынуждены будем докладывать, что инициатива президента не реализована на территории региона», — сообщил он, добавив, что проект был нацелен на сохранение зеленого покрова в области. «Мы приблизились к параметрам полупустыни. Куда дальше-то вырубать?» — возмутился Авдыш.

В рамках темы благоустройства Сергей Хлопушин также напомнил о проблеме бродячих собак в городе. Прокурор заметил, что люди обязаны нести ответственность за животных и учить этому детей, добавив, что в судьбе безнадзорных животных должны принимать участие и зоозащитные организации.

«Давайте еще и поговорим про то, что кто-то выбросил их на улицу? Есть у нас строгое-престрогое законодательство и практика наказания за жестокое обращение с животными, когда выбрасывают на мороз коробки со щенками, или собаки приковываются к деревьям в лесу и бросаются там? Бродячие собаки не сами зарождаются на улицах», — добавила Александра Королева.

В завершение форума прокурор Сергей Хлопушин сообщил, что все мнения общественников, прозвучавшие в ходе мероприятия, будут доведены до сведения органов власти, в том числе мэрии Калининграда и администраций муниципалитетов.

Теги: , , , , ,

Опубликовано: 01 ноября 2018
Найдите нужную новость
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30