На недавнем совещании с Комитетом по природопользованию и районными администрациями, посвященному выполнению показателей по ликвидации скоплений отходов, были озвучены планы окончательно решить проблему незаконных свалок в черте города к 2030 году. «Росбалт» выяснил, насколько критична ситуация с незаконным складированием отходов в Северной столице, хватит ли времени убрать их к заявленному сроку и во сколько это обойдется бюджету.
Бесконечная борьба с мусором
В течение 2020 года на территории Петербурга ликвидировали 260 несанкционированных свалок — 76,6% от их общего числа. При этом уже в 2021 году было выявлено 248 новых незаконных скоплений мусора, в 2022 году таких находок зафиксировали 236, по итогам 2023 года в Северной столице оставались неубранными 124 свалки, а к февралю 2025 года их количество снизилось до 56. Но статистика от года к году наглядно показывает сохранение проблемы.
«Когда за ведение подобной статистики отвечали муниципалитеты, свалок появлялось примерно столько, сколько и убиралось. Я не видел, чтобы происходили какие-то события, чтобы эти свалки не могли появляться. Даже если в одно место не перестают доставлять отходы, то никуда не деваются те, кто везет их в другие места. Все зависит от сроков. Если новых свалок нет, то их просто еще пока не зафиксировали», — высказал в беседе с обозревателем «Росбалта» мнение председатель межрегиональной экологической общественной организации «Зеленый Фронт» Сергей Виноградов.
Порой отходы складируют даже рядом с памятниками архитектуры, но больше всего новых свалок возникает в промышленных районах Петербурга — к примеру, Невском или Красносельском. Ведь для организации таких объектов нужна условно бесхозная территория. Однако «схроны» отходов проявляются и в других местах.
«Надо понимать, что свалки возникают не из-за физических лиц. И даже если отходы в какой-нибудь овраг скинет одна машина, то муниципалитет может убрать такой объем быстро. Под незаконные свалки специально разыскиваются места, где скопление мусора не увидят жители, чтобы какое-то время оно оставалось тайной. Существуют приемщики, которые принимают за деньги эти отходы. Они заходят на укромную площадку, иногда договариваются с недобросовестными правоохранителями, создают иллюзию законности. Там может стоять вагончик, хотя может и не стоять. И туда заезжают, что-то спокойно разгружают — и платят принимающей стороне. Позднее эту свалку обнаруживают и вывозят уже за деньги муниципалитета. Иногда цена вывоза колеблется от 20 до 100 миллионов рублей, причем мероприятиями занимаются одни и те же компании. Порой часть мусора действительно вывозят, а часть могут просто передвинуть на новое место. Пока ликвидируют одну свалку, образуются другие», — высказал мнение Сергей Виноградов.
Новый подход к проблеме
Еще в октябре 2024 года появился проект наделения полномочиями по ликвидации незаконных свалок Комитета по природопользованию. В данный момент он занимается проблемой совместно с районными администрациями.
«Наша задача — отработать весь механизм работы и выйти на ликвидацию выявленных свалок „год в год“ уже в этом году. Для этого мы уже поменяли систему финансирования, контролируем заключение и исполнение контрактов районными администрациями. На цели предотвращения появления новых свалок также предусмотрен соответствующий бюджет», — заявил вице-губернатор Петербурга Алексей Корабельников.
Сейчас речь идет о составлении единого «рейтинга районов» города, в котором будут учитываться не только темпы ликвидации имеющихся свалок, но и оперативный мониторинг появления новых таких объектов.
«Нет никакого смысла убирать одни свалки, если появляются другие. Нужно моментально на них реагировать. Сейчас если гражданин даже позвонит с информацией о свалке, то на первом этапе это окажется бесполезно — разные инстанции начнут направлять гражданина друг на друга. Единой системы мониторинга пока вообще не существует. В итоге зафиксируют только жалобу, причем без обязанности ответить на нее в течении 30 дней, без определения личности звонившего она не подпадает под 59-й ФЗ. А значит, что реагирование на сигнал остается на усмотрение принявшего вызов», — констатирует Сергей Виноградов.