Депутаты думы Ханты-Мансийского автономного округа потребовали от губернатора Югры Руслана Кухарука предусмотреть возможность проведения Счетной палатой ХМАО аудита по использованию предоставленной из бюджета субсидии «Корпорации СТС» в рамках реализации проекта по производству дизельного топлива из старых покрышек.
«В соответствующих документах, в соглашении и приказе, должно быть прописано, что Счетная палата Югры проводит проверку эффективности использования средств бюджета, выделенных компании. Иначе у нас будет как с хоккейным клубом – миллиардные субсидии выделяются, а Счетная палата ничего проверить не может, так как в соглашении этого не предусмотрено», – объясняют свои требования инициаторы.
Также депутаты предложили установить запрет на продажу или сдачу в аренду приобретённого за бюджетный счет оборудования в течение всего срока реализации инвестиционного соглашения, а также предусмотреть обязательство о возврате субсидии, если деятельность на приобретенном оборудовании не осуществляется. Сейчас такие требования стандартно установлены для резидентов индустриальных парков.
Ранее новый куратор промышленности в правительстве ХМАО, заместитель губернатора ХМАО Наталья Огородникова сообщала депутатам, что приказ департамента промышленности о конкретных условиях представлении субсидии только готовится. Она пообещала учесть предложения депутатов. Планируется, что субсидия будет выплачена инвестору до конца 2024 года, притом что сама установка заработает лишь осенью 2025 года.
Напомним, на октябрьском заседании думы под критику попал лоббируемый правительством ХМАО и отдельными депутатами проект «Корпорации СТС» по запуску производства по переработке автомобильных шин для изготовления дизельного топлива за счет господдержки. Стоимость проекта оценена в 715 млн рублей. Вопросы касались предусмотренной властями господдержки еще не запущенного производства в размере 500 млн рублей (субсидия в 250 млн рублей на компенсацию расходов, связанных с закупкой оборудования, и льготный заём на 250 млн рублей под 3% годовых). При этом инициаторы законопроекта не представили ни финансовой модели, ни экономического обоснования, притом, что выпадающие доходы для бюджета оценены минимум в 180 млн рублей (так называемый инвестор обещает заплатить за 10 лет в консолидированный бюджет ХМАО лишь 66 млн рублей).
Депутаты также высказали озабоченность, что власти ХМАО намерены предоставить субсидию компании без проверки ее конечных бенефициаров на предмет иностранного влияния.
Напомним, в конце сентября мы сообщали о том, что власти ХМАО обозначили начало ликвидации свалки шин под Нижневартовском. Масштабная работа должна стартовать весной следующего года. Речь идет о бывшем полигоне ООО «Березка», который обязал освободить от нелегально размещенных шин Нижневартовский горсуд еще в 2017 году.
С 2001 года на объекте площадью порядка 17-ти гектаров, по оценкам наблюдателей, было накоплено около 1,2 млн шин общей массой до 70 тыс. тонн. На протяжении нескольких последних лет интерес к работам на площадке проявляли различные компании, но в итоге полноценно они так и не стартовали.