В Карелии между 10-м и 11-м шлюзами Беломорско-Балтийского канала размыло временную перемычку, установленную на время реконструкции дамбы. Огромный поток воды хлынул в сторону ближайшего дачного кооператива. Известно о десяти пострадавших. На месте работают бригады медиков МЧС, а также следователи, которые проводят проверку случившегося. На место ЧП выехал глава Республики Артур Парфенчиков. Подробнее обо всем, что известно о прорыве дамбы в Карелии, – в материале «ФедералПресс».
Жертвы и последствия прорыва дамбы в Карелии
Временную перемычку между шлюзами размыло около 06:34 утра, рассказал глава Карелии Артур Парфенчиков в своем телеграм-канале утром 29 июля. Прорыв произошел на территории поселка городского типа Надвоицы, где живет около шести тысяч человек. Вода пошла в сторону дачного кооператива «Балтийский». Известно, что при объекте прописаны 11 человек. На данный момент сообщается о десяти пострадавших.
«В настоящий момент семь человек спасены, им оказана вся необходимая помощь. Продолжаются поиски еще троих, в том числе водителя экскаватора, который, по словам очевидцев, в момент прорыва дамбы находился в зоне подтопления. Пока найти его спасателям не удалось», – рассказал Артур Парфенчиков.
Известно, что среди пропавших были два пенсионера и семья из четырех человек. Также вода разрушила 13 домов – некоторые здания смывало вместе с людьми.
«Плотины нет, ее просто нет. Там были дома, дома снесло вместе с людьми», – сказала одна из местных жителей на видео, где запечатлен ход воды.
Очевидцы в соцсетях рассказывают, что смывало также строительную технику и мост. Эвакуировали с места ЧП 20 человек. Госкомитет региона по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения сообщил, что один человек погиб.
Глава региона рассказал, что к поискам привлечены 36 единиц техники и 109 спасателей. Из них 92 человека и 26 единиц техники – от МЧС России. Участвуют в ликвидации последствий прорыва и 65 специалистов карельской республиканской поисково-спасательной службы.
«На месте работают медики. Дополнительно направили врачей-эпидемиологов, инфекционистов, психологов. У бригады есть необходимые лечебные препараты, бактериофаги», – рассказал глава республики.
Также в состояние готовности привели вертолет санитарной авиации. Медицинские организации Беломорска, Медвежьегорска и Кондопоги работают в режиме повышенной готовности. В Сегежском округе Карелии введен режим чрезвычайной ситуации (ЧС).
«Предварительно, ночью начнутся восстановительные работы. В круглосуточном режиме», – заявили в Ространсмодернизации.
После прорыва временной плотины в Сегежском округе большая вода пришла к гидротехническим сооружениям Палокоргской ГЭС в районе Летнереченска, рассказал Артур Парфенчиков. По его словам, был организован сброс воды, чтобы ближайшие к месту ЧП населенные пункты не были затоплены.
Как строили и реконструировали Беломорско-Балтийский канал
Беломорско-Балтийский канал построили в 1933 году для соединения Онежского озера с Белым морем. Его возводили силами заключенных. В качестве материалов использовались дерево, земля и камень.
Протяженность канала – 227 километров. Из них 37,1 километра – это искусственные водные пути. Прочая часть дистанции – реки и озера. Канал оборудован:
- 19 гидроузлами;
- шлюзами;
- плотинами;
- дамбами и другими гидротехническими сооружениями.
Беломорско-Балтийский канал обслуживает Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей» (ФБУ «Администрация «Беломорканал»). Оно располагается в Медвежьегорске.
В 2016 году из-за пропуска экстремального летнего паводка и увеличения расхода воды плотина стала активно разрушаться, начали отрываться элементы, рассказывало руководство Беломорско-Балтийского канала.
«Создавшаяся ситуация создала угрозу безопасности эксплуатации плотины и потребовала незамедлительного выполнения восстановительных работ. После проведения обследования плотины, определения ее фактического технического состояния было принято решение о включении данного объекта в Комплексный план модернизации транспортной инфраструктуры для проведения ее реконструкции», – сообщали в ББК.
С момента ввода в эксплуатацию канал не реконструировали десятилетиями. В 2022 году Главгосэкспертиза РФ выдала положительное заключение на реконструкцию шлюзов на всем пути, так как они находились в аварийном состоянии.
В 2022 году по итогам конкурса контракт на реконструкцию канала был заключен с компанией АО «Акватик». На своем сайте она сообщает, что 27 лет работает в области гидротехнического строительства и построила более 70 объектов гидротехнического назначения на внутренних водных путях в 15 регионах России. Заказчиком выступала ФКГУ «Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры».
За месяц до прорыва дамбы на канале ФКУ «Ространсмодернизация» отчиталось о том, что реконструкция Шаваньской плотины выполнена на 69 %. По планам работы должны были завершиться до конца 2024 года.
Одной из причин ЧС в Карелии могла стать некачественная экспертиза при подготовке проекта реконструкции, заявил в беседе с «ФедералПресс» руководитель межрегиональной экологической общественной организации «Зеленый фронт» Сергей Виноградов.
«Часто экспертизы проводятся без должного внимания к деталям, часто их заказывают у коммерческих фирм, где квалификация специалистов часто не соответствует задаче. Или они могут быть ангажированными. Возможно, в случае с прорывом дамбы такая проблема тоже существовала. Что ж, теперь будут искать крайних», – отмечает Виноградов.
Кто будет отвечать за прорыв дамбы на Беломорско-Балтийском канале
Днем 29 июля в западном межрегиональном следственном управлении на транспорте СК РФ сообщили, что возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности при ведении строительных работ, повлекшем по неосторожности смерть двух и более лиц. Северо-Западная транспортная прокуратура организовала проверку исполнения федерального законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений и соблюдения требований охраны труда.
«Есть ответственные за инфраструктуру лица, сейчас следствие будет работать с ними, разбираться, почему произошла авария. От того, что выяснится во время расследования, и зависит, кто будет отвечать. Если говорить про ответственность главы Карелии или других чиновников, то все должны установить правоохранители. Сейчас однозначно говорить о том, кто виноват, рано», – подчеркивает в беседе с «ФедералПресс» директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.