Новости

Дышать черным воздухом: как инвестпроект в порту Ленобласти стал экологическим кошмаром для деревенских жителей

В Кингисеппском районе Ленобласти жители деревни Вистино привыкли к бурям из угольной пыли летом и черному, укутанному сажей, снегу зимой. Причина в том, что в местном порту работает терминал по перевалке угля и минеральных удобрений. Проверки надзорных органов выявляли экологические нарушения в работе предприятия и выписывали предписания. Однако люди по-прежнему вынуждены вдыхать в легкие пыль и отмываться от сажи словно из шахты. О том, как один инвестпроект заставляет вистинцев задыхаться и как на это реагируют власти – в материале «ФедералПресс».

Как деревня под Кингисеппом задыхается в угольной пыли

«Спасибо «Ультрамару». 26 мая в девять утра воскресенья уже вот такой грим у ребенка после батута. А еще накануне вечером было чисто – ночь появилась вот такая красота», – это комментарий одной из женщин в соцсетях.

К ее реплике приложена фотография девочки с вытянутыми вперед ладошками на батуте. Руки ребенка испачканы угольной пылью. Женщина-комментатор уверяет, что эта грязь была подхвачена на резиновом покрытии – на улице.

Место действия – деревня Вистино Кингисеппского района Ленобласти. Местные жители, судя по комментариям в социальных сетях, с проблемой оседающей на город уличной пыли живут давно. И причину бедствия они также называют сразу – работа компании «Ультрамар», логистического оператора, специализирующегося на перевозке минеральных удобрений, рудно-металлургической продукции и угля из местных портов по всему миру. Строительство терминала началось в порту Усть-Луга в начале 2019 года. В эксплуатацию объект ввели осенью 2020 года. Площадь терминала равна пяти гектарам, там оборудовано шесть причалов. В апреле 2022 года проект позволил перевезти 10 млн тонн минеральных удобрений.

Анонсируя новый терминал, представители «Ультрамара» гарантировали экологичность в работе и обещали использовать современные технологии – например, беспыльную погрузку удобрений, которые должны были перемещаться только закрытым способом без взаимодействия с окружающей средой. Но обещания не сбылись. После запуска проект в местную и региональные администрации начали поступать жалобы от жителей. Первые недовольства по времени совпали со стартовым поступлением на терминал окатышей – это измельченный рудным концентрат в гранулах.

Что показали проверки терминала в порту Усть-Луга

Через некоторое время власти среагировали. В июле 2022 года началась проверка предприятия из-за жалоб жителей на угольную пыль. Областная администрация обратилась в природоохранную прокуратуру и Росприроднадзор. Чиновники указывали, что перевалка угля ведется в нарушение договоренностей по реализации инвестпроекта. Ведь предусмотрена была только погрузка минеральных удобрений.

«У нас уже есть подтверждение факта нарушения технологий – открытой перевалки угля – от транспортной прокуратуры», – говорила тогда председатель комитета госэконадзора Ленобласти Маринэ Тоноян.

На жалобы жителей отреагировал тогда и губернатор Александр Дрозденко. К ситуации подключились и федеральные надзорные органы. Их расследование показало, что уголь и минеральные удобрения отгружались в терминале открытым способом – а не за закрытым, как обещала компания изначально.

«Когда мы давали разрешение на реализацию проекта «Ультрамар», мы еще его назвали «универсальный магазин минеральных удобрений», суть проекта состояла в том, что там должны появиться крытые склады для перевалки минеральных удобрений от пяти крупнейших компаний Российской Федерации. И этот проект мы одобрили, этот проект получил положительное заключение экологической экспертизы и решение инвестиционного совета губернатора Ленинградской области. И я с удивлением от жителей узнал, что с лета или осени прошлого года «Ультрамар» вне своего проекта, вне тех документов, которые у него были, начал отгрузку угля», — отметил Александр Дрозденко.

«Ультрамар» после большого совещания с региональными чиновниками и проверяющими органами пообещал изменить технологию отгрузки за три недели. Об этой работе фирма отчиталась в начале 2023 года. Но, как заметил тогда губернатор Дрозденко, жалобы на фирму от жителей продолжили поступать. Глава региона пообещал отправит на терминал специалистов эконадзора, которые возьмут пробы воздуха и сделают снимки производственного процесса.

В августе 2023 года северо-западное управление Росприроднадзора отчиталось, что после проверки «Ультрамара» выявлено множество нарушений в области охраны окружающей среды. Среди них, в частности, работа без документации, разрешающей перевалку угля в морском порту с положительным заключением государственной экоэкспертизы. За это компанию оштрафовали на 150 тыс. рублей за нарушение административного кодекса.

Также проверка показала, что в деревне Вистино при функционировании склада копился и перегружался уголь, но пылезащитные ограждения отсутствовали. В результате близлежащая территория загрязнена угольной пылью. Инспекция установила, что близлежащая территория около вагоноопрокидывателя, где выгружают окатыш и уголь, загрязнена угольной пылью. Причина в том, что здание вагоноопрокидывателя не герметично, а на месте выезда вагонов разрушены ворота. Именно поэтому угольная пыль во время перегрузки летит за пределы здания.

«В сентябре 2023 года была подтверждена наша информация о незаконном выпуске сточных вод в Финский залив с территории «Ультрамара». Поверхностный сток смешивался с угольной взвесью и попадал в залив. При этом, производимые работы, в том числе вывод труб в Финский залив, проводились без прохождения госэкспертизы, о чем сообщал Росприроднадзор. Компанию оштрафовали», – рассказал «ФедералПресс» председатель МОО «Зеленый Фронт» Сергей Виноградов.

По его словам, организация зафиксировала возле строящегося терминала три грунтовых террикона. На землю без необходимых согласований массово сваливают вывозимый со стройки грунт.

«На настоящий момент мы пытаемся установить законность таких работ, есть ли в проекте строительства «Ультрамара» такие работы, из-за которых на местности образуются буквально новые горы строительного грунта. Тут разговор о том, что вероятно в проекте учтено, что этот грунт должен был вывозиться на законные объекты, а по факту происходит экономия и грунт складируется прямо у стройки в лесу. Отмечу, что речь идет об огромных терриконах», – говорит экоактивист.

«ФедералПресс» направил вопросы в Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора о том, проводились ли проверки терминала после августа 2023 года и каковы их результаты. На момент публикации редакция ответов не получила.

Как решают проблему с терминалом

В соцсетях уставшие от вечной пыли жители не скупятся на гневные комментарии. Периодически звучат радикальные предложения по поводу терминала, которые в уголовной плоскости попадут под определение «призыв». Встречаются и весь упаднические реплики.

«Единственный выход – переселяться», – жалуются жители.

Многие беспокоятся о здоровье детей.

«Какой ужас боюсь представить что у детишек в легких», – пишет одна из жительниц.

В «Ультрамаре» же утверждают, что «понимают обеспокоенность», поэтому «рассказывают о принимаемых мерах».

«Пыление вызвано длительным отсутствием атмосферных осадков и высокой температурой окружающей среды, что привело к пересыханию груза на складе до степени ниже допустимого показателя влажности от производителя. Данный вид груза отгружается регулярно, по 2-3 дня ежемесячно, запыленности схожего уровня никогда ранее не наблюдалось», – заявили в компании.

В фирме добавили, что провели служебную проверку и «сделали соответствующие выводы».

«Мы увеличили подачу воды на аспирационные установки и спринклеры для дополнительного увлажнения, организовали орошение штабеля и конвейерных лент, а также добавили специальное синтетическое средство в груз, снижающее его пыление», – заявили в «Ультрамаре».

По их словам, на текущий момент указанных мер оказалось достаточно. Однако эта проблема, как показывает история, имеет особенность повторяться.

Похожие новости:

kingisepp.ru/news/publication-9806/

Теги: , ,

Опубликовано: 29 мая 2024