Группа по запахам без «электронного носа»
В Петербурге уже три года существует специальная рабочая группа по запахам. Правда, понятий «запах» или «региональный норматив запаха» в федеральном законодательстве нет. На это пожаловался «Фонтанке» зампредседателя комитета по природопользованию Иван Серебрицкий, который курирует это группу. А без юридического понятия нельзя добиться решения проблемы, как это делают, например, в Германии, где применяется специальный прибор, определяющий относительный уровень запаха.
«Называется прибор «электронный нос», через него за единицу времени прокачивается определенный объем воздуха. Но к этому «носу» нужен еще обученный человек, который на основании своих впечатлений должен оценить силу запаха по 10-балльной шкале», – сказал Серебрицкий.
А еще зловоние накрывает город и пригороды по причине… санкций. И связанного с ними импортозамещения. Чиновник привел в пример случай с «Силовыми машинами» в районе «Электросилы», где весной местные жители жаловались на невыносимый запах. Дело оказалось в синтетических лаках, которыми пришлось пользоваться из-за проблем с поставкой водных. Проблему удалось решить установкой дополнительных фильтров.
Многострадальные районы
Как рассказал «Точке» руководитель природоохранных проектов МОО «Зеленый Фронт» Егор Леонтьев, за последний год очень много жалоб на запахи было в южных районах Петербурга: Московский, Красносельский, Фрунзенский. При этом местным жителям не удавалось установить причины и источники.
Горожане полагали, что запахи могли доноситься и с печально известного полигона «Новый Свет-ЭКО» в Гатчине, который продолжает работать рядом с жилыми домами и объектами социальной инфраструктуры. Однако, по мнению Егора Леонтьева, вряд ли «ароматы» со свалки могла дойти до Петербурга.
«Источники самые разные: от труб промпредприятий, которые в случае превышений в выбросах платят штраф, до кустарных производств, которые на учете не состоят и найти их можно только в результате прочесывания промзон. Бывают разовые сбросы, когда какая-то машина что-то, какую-то химию дурнопахнущую слила, и скрылась. Также есть городские пункты перегруза мусора, они тоже воняют», – поделился специалист.
Иван Серебрицкий осторожно заметил, что полигон «Новый Свет-ЭКО» может быть одним из источников запаха на юге Петербурга. Он сразу подчеркнул – этот объект курирует Росприроднадзор, а проблема там еще решается. В июне, как писала «Точка», глава СКР Бастрыкин затребовал повторный доклад о деятельности этого полигона.
Копеечные штрафы и тайные источники
По словам представителя «Зеленого Фронта» Леонтьева, в ситуации с неприятными запахами можно выделить ряд проблем. Одна из самых главных – это проблема с источником вони, который очень трудно найти. А надо еще юридически доказать, что запах идет именно от конкретного предприятия. Егор Леонтьев отметил, что здесь понадобится большая заинтересованность органов.
«Запахи не нормируются, то есть пробы берут на предмет превышений ПДК конкретных веществ. Существует множество нюансов, из-за которых поймать нарушителей за руку за превышение сложно. Даже если поймали - а что дальше? Копеечные штрафы после года судебных споров и дальше нарушители снова берутся за старое», – посетовал спикер.
Петербург и Ленобласть будут ждать запуска «нормирования запаха», а тем временем местные жители продолжат гадать – кто их травит, когда дышать станет проще и когда за испорченное здоровье будут наказывать?
Ранее «Точка» писала о том, что комитет эконадзора определился с источниками химического запаха в Тосно.