Без алюминия никуда
По итогам ПМЭФ-2023 было подписано соглашение между «Русский алюминий Менеджмент» и Ленинградской областью о строительстве глиноземного завода в 15 километрах о Соснового Бора. Решение о проведении изысканий и непосредственно возведении производства принято на федеральном уровне.
Местных жителей слова о 15 километрах ничуть не успокоили. Эти эмоции попытался утихомирить губернатор 47-го региона Александр Дрозденко, как писал «ЛенТВ24», в своем ответе в чате группы в соцсети «ВКонтакте».
«Нам был представлен вариант лучших образцов завода, которые в ряде стран находятся даже в черте города», – написал глава Ленобласти, отметив, что речь идет об очень современном предприятии.
По словам губернатора, санитарные и природоохранные зоны от населенных пунктов устанавливаются с большим запасом, как и требования экологической безопасности. В связи с этим минимизируются любые риски.
Сторонники строительства завода подчеркивают, что без глинозема не будет алюминия, а без него встанут многие высокотехнологические производства. В том числе и военных самолетов. Поэтому, по их мнению, такое развитие событий может стать критичным для страны.
Паника тем временем разрасталась. Активисты решили идти до конца и даже создали петицию, под которой уже подписались более 12,5 тыс. человек менее чем за месяц.
Третьим будет
Соглашение по строительству глиноземного завода компании РУСАЛ в Ломоносовском районе стало одним из самых крупных из подписанных в ходе ПМЭФ-2023. Как сообщала «Точка» в июне, объем инвестиций до 2032 года составит порядка 400 млрд рублей. Планируется создание 7 500 рабочих мест.
Город Сосновый Бор выбрали в качестве территории, которая находится близко к ЛАЭС. Ее электроэнергия необходима для мощного производства глинозема. Этот завод станет третьим в Ленобласти – первые два уже работают в Бокситогорске и Пикалево.
«Это крупный налогоплательщик для нашего региона, поэтому мы специально подбирали площадку в Ломоносовском районе, где расположено одно из дотационных муниципальных образований, которое нуждается в серьезной поддержке. Соглашение с компанией РУСАЛ мы готовили почти год, это очень «тяжелое» в денежном выражении соглашение», – сказал в ходе церемонии подписания документа Дрозденко.
РУСАЛ должен построить четыре технологические нитки глиноземного производства на участке площадью в 1 000 гектаров под Ломоносовом и портовую инфраструктуру в Усть-Луге. В проект входят возведение самого завода, глубоководного порта с соответствующей инфраструктурой, шламохранилища, энергетической инфраструктуры и вспомогательных объектов.
Первая очередь производства мощностью до 2,4 млн тонн в год введут в эксплуатацию до конца 2028 года. Строительство второй очереди хотят завершить в 2032 году. Общая мощность – 4,8 млн тонн.
Ежегодная потребность промышленности России в глиноземе – 7,8 млн тонн. Компания РУСАЛ должна компенсировать данный дефицит. Проблема обострилась в прошлом году в связи с остановкой Николаевского глиноземного завода на Украине и прекращением поставок глинозема и алюминиевых руд из Австралии.
Из боксита в алюминий
Алюминиевая руда, которая состоит из гидратов оксида алюминия, называется боксит. Как сообщали «Ведомости», поставки в Ленобласть бокситов будет осуществляться из Африки, и в частности, из обладающей крупнейшими в мире запасами руды Гвинеи, - там единственный в стране производитель первичного алюминия UC Rusal владеет предприятиями по добыче.
Бокситы дробят, подвергают обработке щелочным раствором, после чего выделяют из них глинозем – оксид алюминия Al2O3. В бокситах зачастую 40-60 % этого сырья.
Полученное вещество выступает ключевым в процессе электролиза алюминия. Одна тонна глинозема – в среднем 0,5 тонны чистого алюминия. Для этого производства уже более ста лет используется технология Эру-Холла.
Алюминий применяют в основном как простое вещество. Легкий и устойчивый к коррозии метал активно используют в получении сплавов, а они находят применение в авиационной и космической технике, речных судах и катерах, автомобилях, а также в промышленности для производства бытовой техники, посуды и так далее.
Их борьба
Эколог, председатель региональной экологической организации «Зеленый Фронт» Сергей Виноградов в беседе с «Точкой» сказал, что тревога жителей Соснового Бора весьма оправдана.
«Удивляет, конечно, что как всегда общественное мнение никому не надо, то есть мы узнаем только что-то губернатор сказал или откуда то информация пришла сверху, а не то что обсуждения начались и жителей где-то собрали и сказали, что там действительно будет. На жителях Соснового Бора и так лежит нагрузка. С одной стороны, люди всегда боялись, что не дай Бог, что случится и какой-то радиационный выплеск будет. Все равно какая-то угроза – маленькая или большая – потенциально существует», – заявил эксперт.
Между тем, о планах по строительству глиноземного завода в Ленобласти стало известно еще осенью 2022 года. Как сообщал интернет-портал METALLPLACE, представители Минпромторга в ходе конференции METALLCONF-2022 в Сочи в числе важнейших проектов, которые планируется реализовать до 2030 года, упомянули и возведение глиноземного предприятия в 47-м регионе «с целью обеспечения сырьевой безопасности страны путем снижения 65 % зависимости от импортного глинозема». Интересно, что инвестора тогда решено было не называть.
По мнению Виноградова, даже если завод будет идеально построен, нельзя рассчитывать на то, что экологии не будет причинен вред. Он в качестве примера упомянул Свердловскую и Челябинскую области, где, как он заметил, «по большому счету жить нельзя – все время стоит смог».
«Сначала надо беседовать с жителями, полностью просчитывать, кто там будет работать, почему там будут строить, обосновывать и так далее. А сейчас просто откуда-то взялась вся эта информация и жители, конечно, честно говоря, в панике там. Почему ситуация еще такая сложилась, потому что порт Усть-Луга – он нужен, когда начали его строить, то к сожалению, многие годы там были нарушения. Сейчас я выезжал, там есть терминалы, которые просто уголь перегружают и стоит угольная пыль. Плюс технические дороги [тогда] забыли построить, которые сейчас только построили», – посетовал эколог.
Эксперт выразил веру в то, что жители Соснового Бора смогут не допустить строительства глиноземного завода. Однако им нужно правильно подойти к этому вопросу.
«Шанс гораздо больше уменьшается, если ничего не делать и думать, что за него кто-то решит», – отметил Виноградов.
Неравнодушные сосновоборцы создали сообщество в соцсети «ВКонтакте» под названием «НЕТ глинозёмному заводу». За короткий период времени (меньше месяца) состав его участников превысил 2,2 тыс. человек.
Теряем залив?
Самое главное, чего опасается Сергей Виноградов, - это загрязнение Финского залива.
«Даже не реки какие-то – все попадет в Финский залив. Если какие-то будут нарушения норм природоохранного законодательства, притом когда в настоящий момент проверки вообще запрещены, ни одно ведомство не сможет внеплановую проверку сделать. И все только стонут, и даже прокуратура не согласовывает вообще эти проверки. Кто будет проверять-то их вообще – и строительство, и потом работу завода?» – вопрошает собеседник «Точки».
Эколог выразил мнение, что с экономической точки зрения строительство огромных заводов у атомных станций нельзя назвать целесообразным, поскольку эти предприятия все равно влияют на экологию сугубо отрицательно.
«Притом Финский залив находится вообще в непосредственной близости, в который атомная станция и сливает свою воду-то. Она безопасна, но у нее другая температура. Почему атомная станция стоит в Сосновом Бору у Финского залива? Охлаждающий реактор нужно делать, воду подводить: подводят воду, запускают туда, а потом обратно в Финский залив сливают. Она теперь на 10-12 градусов теплее – это тоже плохо на экологию влияет, конечно», – отметил представитель «Зеленого фронта».
Сергей Виноградов предположил, что новый завод, возможно, отрицательно скажется на самочувствии сосновоборцев.
«Здоровье людей не улучшится, скажем так. На атомной станции они тоже работают, и пенсии у них раньше назначаются почему-то. За что дают? За тяжелые условия труда. Если мы возьмем Бокситогорск, тот же самый глиноземный завод – там раньше на пенсию будут уходить. Почему? Потому что влияет на здоровье все это», – рассуждает эксперт.
Кроме того, как считает Виноградов, глиноземное предприятие, возведенное недалеко от южного побережья Финского залива, может повлиять на состояние водоемов Ленобласти и Петербурга не лучшим образом.
«Видовое разнообразие может меняться. Те же реки могут быть и уничтожены вообще. В Санкт-Петербурге на 90 % в реках ничего нет. Например, в реке Оккервиль никакой рыбы нет, а 20-30 лет назад мы видели рыбу там, и купались. А сейчас к Оккервилю подойти нельзя – воняет, как и в Охте. Видовое разнообразие уменьшится, скажем так», – заключил эколог.
Посмотрев на ситуацию в Ломоносовском районе Ленобласти с разных сторон, можно сделать вывод, что инициатива строительства глиноземного завода крайне полезная, но при этом сопряженная с определенными рисками. Как бы то ни было, будет интересно понаблюдать за тем, нивелируют ли их в ходе реализации проекта. И добьются ли своего местные жители.