В Российской Федерации, в том числе в Уральском федеральном округе, рекордно увеличились объемы выработки промышленных отходов. Отраслевые специалисты указывают, что в 2021 году предприятия произвели 8,45 млрд тонн мусора, что значительно превышает предыдущие показатели. Главными отходогенерирующими отраслями признали угледобычу, на которую пришлось 59,2% от общего количества, и добычу металлических руд (около 28,5%). В списках фигурируют и уральские регионы. Так, например, Челябинская область прибавила за год 45,9 млн тонн промышленных отходов, а в ЯНАО их генерация выросла сразу на 286,1%. О тенденциях образования производственного мусора и причинах увеличения их количества – в материале УралПолит.Ru.
Аудиторы сети FinExpertiza опубликовали результаты исследования, касающегося образования промышленных отходов в Российской Федерации по итогам 2021 года. Как следует из материалов агентства, за год предприятия увеличили их генерирование на 21,5% по сравнению с 2020, и на 9% – с 2019. При этом и в допандемийные годы их производилось значительно меньше. В 2018 году страна получила 7,27 млрд тонн, а в 2017 – 6,22 млрд тонн.
«Увеличение промышленных отходов в 2021 году было зафиксировано в двух третях регионов (в 53 из 85). И если в целом по стране масса произведенного за год мусора выросла на пятую часть, то в ряде субъектов генерация отходов увеличилась в разы. Наихудшую динамику показала Тыва (рост в 7,4 раза, до 18,3 млн тонн), далее следует Ямало-Ненецкий автономный округ (рост в 3,9 раза, до 1,9 млн тонн), Ростовская область (рост в 3,8 раза, до 15,1 млн тонн), Бурятия (рост в 3,2 раза, до 121,4 млн тонн), Севастополь (рост в 3 раза, до 3,5 млн тонн)», – следует из материалов исследования.
В другом антирейтинге, касающемся прироста промотходов по весовому параметру, фигурирует Южный Урал. Лидирует в этом списке Кемеровская область с развитой угледобычей, в которой было сгенерировано на 873 млн тонн больше по сравнению с 2020 годом. Далее следуют Красноярский край, Бурятия, Новосибирская и Иркутская области. На 8-й позиции в этом списке значится Челябинская область, добавившая за год 45,9 млн тонн, или 20,8%. Регион входит в десятку антилидеров и по абсолютному тоннажу с 266 млн тонн промышленных отходов за год. Отметим, что на 10 регионов-антилидеров приходится 80% всех промотходов, выработанных в Российской Федерации.
FinExpretiza ссылается, что при изучении темы были использованы данные статотчетности Росприроднадзора, которую обязаны сдавать предприятия и ИП, а также региональные операторы по обращению с ТКО.
Наибольшее количество отходов, как отмечают аналитики FinExpertiza, производят добывающие отрасли. В них трансформируется свыше 90% сырья, извлекаемого из недр, при этом они крупнотоннажны. Часть из них в дальнейшем идет на закладки выработанного пространства шахт и карьеров, а другие просто накапливается в отвалах пустых горных пород и хвостохранилищ обогатительных фабрик.
«Добыча и обогащение полезных ископаемых – весьма «грязная» отрасль, оказывающая повышенное негативное воздействие на окружающую среду. Помимо загрязнения атмосферного воздуха в результате пыле- и газообразования, а также непосредственного вмешательства в земную кору, водные ресурсы или горные массивы, горняки ежегодно под хранение отходов недродобычи отводят огромные площади земли. При этом рекультивация таких земель значительно отстает от темпов их отчуждения», – констатируют авторы исследования.
Издание побеседовало с отраслевыми специалистами, экологами и представителями властей в регионах УрФО, попросив их прокомментировать текущую ситуацию и высказать суждения о тенденциях.
Аналитики высказывают различные суждения относительно статистики, приводимой агентством. В большинстве эксперты указывают на несколько факторов, касающихся корректности подсчета фактического образования промышленных отходов. Также участники рынка отмечают несовершенство существующей системы.
«У нас в России есть единственная система отчетности образования отходов – форма 2-ТП. Это 2-ТП воздух и 2-ТП водхоз. Ничего другого до сих пор не внедрили. 300 крупнейших отходообразователей пытались перевести на новейшие доступные технологии, чтобы апробировать инструментальную систему учета образования отходов, но в итоге этого так и не сделано. Все считают по старинке. И ввиду несовершенства системы сложно говорить, насколько резко действительно произошел рост», – рассуждает собеседник издания на рынке утилизации отходов УрФО.
Тему развивают представители федерального экологического сообщества. Так, ключевых проблем утилизации и учета образования промышленных отходов в беседе с УралПолит.Ru коснулся председатель межрегиональной экоорганизации «Зеленый фронт» Сергей Виноградов. По его мнению, немалая часть такого вида мусора остается за периметром учета, на теневом рынке.
«Предприятия же проверяют и Росприроднадзор, и Ростехнадзор. Ростехнадзор смотрит за соблюдением своих норм, и промотходы его вообще не интересуют. Куда они потом вывозятся? У нас на северо-западе есть единственный полигон промышленных отходов I-III классов опасности «Красный Бор». Он сейчас закрыт, выработал свой ресурс и подлежит рекультивации. И предприятия информируют Росприроднадзор, что временно хранят образованные промотходы сроком до 11 месяцев, хотя фактически по несколько лет, так как везти их некуда», – описывает ситуацию собеседник издания.
Сергей Виноградов отмечает, что в отчеты попадают «серые схемы», в соответствии с которыми производственный мусор якобы куда-то доставляется, хотя чрезмерно большое плечо делает это нецелесообразным. Заключаются фиктивные договоры о вывозе, при этом отходы закапываются поблизости.
«Система учета промышленных отходов у нас не налажена. Отчетность распыляется по нескольким ведомствам. Если учет ТКО ложится в определенные рамки, то в отношении к промышленным отходам ничего подобного нет. Этой проблемой до сих пор, к сожалению, никто детально не занимался», – добавил федеральный эколог.
В то же время в FinExpertiza отмечают, что результаты исследования обусловлены ростом качества учета. В частности, компании обязали вести документальный учет образованного производственного мусора.
«Зафиксированный статистикой рост генерации производственных отходов в 2021 году может быть связан не только с увеличением экономической активности после коронакризисного спада, но и с повышением качества экологического учета. С 2021 года все предприятия обязаны вести журнал учета отходов. В документе отражаются все виды отходов I-V классов опасности, за исключением радиоактивных, биологических и медицинских. Если предприятие не фиксирует произведенный мусор либо сообщает недостоверные сведения, то ему грозят штрафы», – упоминает президент агентства Елена Трубникова.
С ней отчасти согласен и председатель общественной организации «Экологическая безопасность Югры» Анатолий Криста. По его словам, в Росприроднадзоре усилили контроль за отчетностью предприятий.
«С приходом на пост главы ведомства Светланы Радионовой появились новые требования. Предполагаю, что рост учтенного образования промышленных отходов связан именно с этим. Сами предприятия не заинтересованы в том, чтобы показывать реальные объемы, чтобы меньше платить за размещение, за сверхлимиты и так далее. Мне кажется, причина именно в этом», – поделился своим взглядом на ситуацию представитель экосообщества.
Относительно резкого увеличения генерации промышленных отходов в Ямало-Ненецком автономном округе издание пообщалось с депутатом Иваном Вершининым, ныне представляющем Тюменскую областную думу, а ранее не один год работавшем в окружном Заксобрании. Собеседник агентства также предполагает, что на статистику повлияло усиление внимания со стороны федеральных надзорных органов в сфере природопользования.
«На одном из последних заседаний весенней сессии по экологической политике мы заслушали отчет Росприроднадзора, и Ямал там действительно фигурировал не в самых радужных тонах. Проблематика эта обозначалась. Но я бы хотел заметить, что если какие-либо территории визуально выглядят хорошо, не всегда это благо, поскольку может быть связано с нехваткой кадров или недостатком внимания. А там, где проблемы видны, возможно, просто более тщательно проходят мероприятия», – рассуждает парламентарий.
Иван Вершинин отмечает, что ЯНАО является промышленным регионом с развитой газодобычей, и, соответственно, проблемы существуют. Ситуация требует постоянного мониторинга и контроля.
В свою очередь, челябинский активист, исполнительный директор экоорганизации «АнтиСмог» Евгений Маленкин замечает, что, несмотря на впечатляющие объемы роста образования промышленных отходов, фиксация факта ничего не даст без рассмотрения вопроса дальнейшей их утилизации.
«Я считаю, что объемы, конечно, подрасти могли, и эти данные связаны с качественной работой контрольно-надзорных органов. С вопросами статистики мы сталкиваемся очень часто. Проблема выходит на поверхность, когда она в своем роде легализуется и подсвечивается. Сектор промотходов находится в тени из-за нежелания предприятий платить. Ну, и конечно, встает вопрос утилизации», – говорит эколог.
По словам Евгения Маленкина, обнаружить завалы промотходы несложно. Недавно «зеленые» проводили совместный мониторинг с Росприроднадзором, в зоне которого оказались, в частности, река Миасс и Шершневское водохранилище. Рядом с выпусками промпредприятий наблюдались огромные отвалы, с которых ветер разносил пыль в радиусе нескольких километров.
«Необходимо решать эту проблему, причем совместно. Одними штрафами ее не искоренить. Это вопросы накопленного экологического вреда. Следует учитывать и интересы производств, и государства, и, конечно, в первую очередь, населения», – заключает Евгений Маленкин.
УралПолит.Ru продолжит следить за развитием ситуации.