Новости

Большая помойка. Когда свалку в Красносельском районе полностью ликвидируют?

Как правило, в Петербурге дело ограничивается задержанием одного-двух грузовиков, скидывающих мусор где не положено, штрафованием их водителей как физических лиц. И год-полтора такую свалку разгребают, выделяя деньги из бюджета. Юридическое лицо, которое стоит за появлением незаконного объекта, остается практически неизвестным.

Теоретически о нем, конечно, известно. Но доказать его причастность к нарушению природоохранного законодательства сложно. И уж тем более взыскать с виновника затраченные бюджетные деньги.

О многочисленных свалках между Волхонкой, проспектом Народного Ополчения, Таллинским шоссе в Красносельском районе известно давно — уже примерно десять лет. Активисты «Зеленого фронта» утверждают, что еще в 2013 году сюда вывозили строительные отходы с «Балтийской жемчужины». В те годы у природоохранных инспекторов не было оснований для наказания тех структур, которые скидывают инертные (то есть безопасные) отходы. Не придумали.

Но к 2016 году комитет изобрел нужную формулировку: строительные отходы уничтожают естественную среду обитания типичных для региона беспозвоночных животных (то есть бабочек, муравьев, жуков, стрекоз, улиток, дождевых червей, комаров, шмелей и прочей аналогичной живности). И разработал методику расчета вреда для животного мира. Вот, к примеру, расчет только по двум из участков большой свалки (между Волхонским шоссе итерриторией Юго-Западных очистных ­сооружений). Первый: 0,9 гектара, заваленного стройотходами, — вред около 2 миллионов рублей; второй: 7,5 гектара — 16 миллионов.

Специалисты комитета гордились своей придумкой, хотя признавали, что первые судебные процессы по административным делам проходили не вполне гладко: при словах о правах беспозвоночных судьи делали большие глаза. Но с просьбами наложить административный штраф все же соглашались.

В 2016 году инспекции с участием следственных органов и прокуратуры пресекали работу свалок дважды. «Пресечения» хватало в лучшем случае на пару недель.

Затем в комитете попытались найти в законе «Об охране окружающей среды» положение, которое позволило бы возбудить настоящее следствие и уголовное дело. Нашли запрет сброса отходов «в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву». И дело вроде возбудили. Но никаких последствий оно не имело.

Экологи-общественники продолжали снабжать чиновников и природоохранную прокуратуру материалами о дальнейшем ­росте свалки: ввысь и вширь. В течение длительного времени реакция была не самая оптимистичная. Правоохранительные органы сообщали, что «подтвердить факты завоза отходов не удалось». Это означало, что в момент рейда ни одна машина на свалку не приехала.

Пожалуй, можно говорить лишь об одном реальном прорыве. В 2018 году природоохранная прокуратура выиграла в суде у юрлица, устроившего свалку за проспектом Народного Ополчения в районе Юго-Западных очистных сооружений. Но даже судебные приставы не смогли заставить это юрлицо привести участок в порядок.

Далее экологи благодаря съемкам с квадрокоптера составили карту большой дикой свалки между проспектом Народного Ополчения и Волхонским шоссе, ­состоящей из нескольких «пятен». И Красносельская администрация включила примерно половину выявленных помоек в Адресную программу по пресечению образования несанкционированных свалок отходов на территории района на 2021 год. До этого в программе «пятен» вообще не было.

Но и позднее большая помойка благополучно продолжала жить.

Казалось, что 2022 год ничем не будет отличаться от предыдущих. В январе активисты «Зеленого фронта» направили в следственные органы очередной сигнал. Рассказали, что на ряде участков замечены новые горы все тех же строительных отходов, а также испорченных продуктов питания, упаковок от бытовой химии и лакокрасочных изделий. Кроме того, обратили внимание правоохранителей, что на свалке расчистили от снега еще примерно 15 гектаров земли. Предположили, что тем самым подготовлена дополнительная площадка для сброса мусора.

В марте на место событий прибыла очередная инспекция. И — вот удача — застала за работой три грузовика, завозивших строительные отходы и грунт, и бульдозер, который все это утрамбовывал. Специалисты лаборатории Росприроднадзора отобрали пробы грунта из кузовов самосвалов и из самой свалки. Решили дополнительно пробурить шурфы, чтобы взять пробы еще и из глубины сваленной массы.

Лаборатория сделала вывод, что отходы относятся к третьему классу — «умеренно опасные отходы». Природа в состоянии нейтрализовать их «всего» за десять лет. К ним относятся, в частности, дизельное топливо, цементная пыль, отходы гудрона, загрязненный неф­тепродуктами грунт, отработанные катализаторы и ­сорбенты. Специалисты комитета природопользования подсчитали, что вред от порчи почвы составляет почти 13 миллионов рублей.

Начиная с марта прокуратура, следственный комитет и сотрудники управления ФСБ наблюдали за большой свалкой. В течение пары месяцев изъяли целый парк спецтехники. Девять самосвалов и бульдозер были отправлены на штрафстоянку. Водители привлечены к административной ответственности.

Обнаруженное на сей раз юридическое лицо, использовавшее один из участков для складирования отходов, получило предписание привести землю в порядок. И оно сделало это. Довольно ­быстро. По информации комитета, примерно 600 кубометров мусора, на­копленного на свалке, было вывезено на специализированный полигон. На этом работа комитета в рамках административного законодательства, по сути, была завершена. Зато продолжилась работа следственных органов — по уголовному законодательству.

Вот что на сей день выяснили следователи. Свалка принимала мусор (любой): наличкой — по ­­100 рублей за кубометр, по безналу — по 115 рублей. При этом сотрудники свалки ввозить мусор предлагали днем, а расплачиваться — вечером. При большом объеме отходов (от тысячи кубометров) требовалась предоплата. Но при этом перевозчику полагалась скидка. Он платил по 90 рублей за кубометр.

В связи со значительностью нанесенного ущерба все материалы переданы в Следственный комитет, который, в частности, поднял уголовное дело, возбужденное несколько лет назад.

Следствию предстоит выявить и определить степень вины юридических лиц: как перевозчиков, так и собственников и арендаторов участков, превращенных в свалки.

 

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 (7190) от 16.06.2022 под заголовком «Большая красносельская помойка».
 
Опубликовано: 16 июня 2022
Найдите нужную новость
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31