Новости

Деппром ХМАО перекрывает мусороперевозчикам доступ к торгам «Югры-Экологии»

Компании-транспортировщики ТКО в Югре столкнулись с угрозой ликвидации бизнеса. Причиной стало нарушение баланса интересов предпринимателей при заключении 10-летнего соглашения с регоператором. Как уверяют участники рынка, отсутствие в документе требования о проведении торгов в каждом отдельном муниципалитете ХМАО может обернуться укрупнением лотов, и, как следствие, монополизацией рынка. Свои опасения представители профсообщества уже озвучили Департаменту промышленности ХМАО и регоператору – компании «Югра-Экология». При этом экспертное сообщество, ссылаясь на опыт других регионов, полагает, что развитие такого сценария создаст риски не только для возчиков и заказчика услуги, но и в конечном счете для местного населения. Примечательно, что в числе основных участников конфликтной повестки выступили компании, ранее неоднократно замеченные в возможных нарушениях законодательства и попытках с помощью различных жалоб повлиять на позицию регоператора. В то время как представители «Югры-Экологии» убеждены, что опасения перевозчиков надуманны, а компания сохраняет сбалансированную политику при расторговке контрактов, глава Деппрома Югры Кирилл Зайцев готовится к новому этапу переговоров.

Мусороперевозчики ХМАО и представители общественности выступили с критикой в адрес регионального Департамента промышленности. По их оценкам, окружные власти не предусмотрели механизм защиты субъектов малого и среднего бизнеса при заключении соглашения с региональным оператором по обращению с ТКО.

Свои риски представители компаний озвучили в обращениях к региональному штабу ОНФ и депутатам Думы Югры, где указали, что Деппром не установил «требования к формированию по результатам торгов цен на услуги по сбору и транспортированию ТКО для регионального оператора при проведении конкурсного отбора».

«… В связи с чем региональный оператор не обязан проводить торги в отношении каждого муниципального образования ХМАО, что не отвечает интересам субъектов малого предпринимательства региона. Департамент промышленности, призванный обеспечивать баланс интересов, не поддержал нас, не предусмотрев указанного выше требования ни в соглашении с регоператором, ни в документации при проведении конкурсного обора», – сказано в коллективном обращении.

При этом авторы документа настаивают, что планы регоператора объединить территории автономного округа в единые лоты для проведения торгов в 2023 году негативным образом скажутся как на качестве самой услуги, так и на уровне развития конкуренции в этом сегменте экономики.

Появление таких суждений вызвало бурную реакцию среди участников рынка. Площадкой для диалога всех заинтересованных лиц стал круглый стол ОНФ, где эксперты также высказали опасения по возможной монополизации сферы.

«Есть опасения, что в краткосрочной перспективе в округе останутся только крупные игроки. Речь идет не только об укрупнении лотов, но и сроках заключаемых контрактов. На сегодня это максимум год. Это достаточно малый срок в условиях крайней необходимости долгосрочного планирования деятельности. Для малого бизнеса в сфере транспортировки ТКО ограничения в год делают нецелесообразным приобретение нового оборудования и техники, становится невозможным внедрение передовых практик», – озвучил свое видение проблемы эксперт ОНФ Александр Ломакин.

Между тем руководство «Югры-Экологии» несколько удивлено опасениями предпринимателей. Как пояснил изданию исполнительный директор компании по обращению с ТКО Виталий Якимчик, в планах регоператора нет пункта об объединении лотов, которые будут включать города и районы.

«Отчетность в компании ведется в разрезе муниципальных образований: города и районы учитываются отдельно. Поэтому для компании разыгрывать лоты, исходя из этой логики наиболее удобно и приемлемо с точки зрения ведения отчетности и контроля предоставления услуги. В этой логике и формировались лоты 2022 года, и так будет в будущем. Более того, «Югра-Экология» проводит взвешенную политику в отношении субъектов малого и среднего бизнеса. Об этом говорят цифры. Процент заключенных договоров с этой категорией предпринимателей составил 72,2», – заявил Якимчик.

Согласно данным управленца, только в 2021 году регоператором было заключено 105 договоров транспортирования ТКО с 18 операторами, из них 64 договора – с 13 операторами, которые представляют средний и малый бизнес.

В то же время наблюдатели конфликта не исключают, что появление вопроса в публичной плоскости связано исключительно с инициативой скандально известных в регионе мусороперевозчиков – ИП Самигулиным, который обслуживает территорию Нефтеюганска, и компанией Олега Флейшера ООО «Эко Ресурс», работающей, по всей видимости, не всегда в рамках закона в Советском районе. К слову, их имена указаны в числе подписантов обращения в ОНФ.

«Обе компании неоднократно являлись фигурантами различных конфликтов в Югре. Регулярно ведут судебные тяжбы и с регоператором. Не исключено, что и сейчас эти предприниматели пытаются спровоцировать «Югру-Экологию» для создания особых преференций для своего бизнеса», – полагают очевидцы диалога.

И все же пока общественники сходятся во мнении, что недальновидность Деппрома при составлении соглашения создала риски не только для предпринимателей, большая часть которых, скорее всего, уйдет с рынка, но и для регоператора – АО «Югра-Экология». «Когда на рынке есть конкуренция, у регионального оператора всегда есть возможность заменить неэффективного партнера. В ситуации, когда мы уже с начала реформы потеряли 2/3 представителей этого бизнеса, у оператора в скором времени просто не будет вариантов для выбора. При этом есть опасения, что монополизация рынка может создать условия для роста тарифа», – полагают в ОНФ.

Напомним, что монополизация рынка перевозки ТКО в соседних регионах уже привела к череде острых конфликтов. Так, например, в конце прошлого года ФАС заявила о признаках картельного сговора между регоператором «Чистый город» и транспортными компаниями «Экосистема» и «Транссервис». В Челябинской области регоператор «ЦКС» передал основной объем перевозок компании «Эковывоз». При этом контракт был заключен сразу на три года, что привело к значительному удорожанию, и не дало возможности небольшим игрокам принять участие в торгах.

Примечательно, что в Зауралье и на Южном Урале перевозчики ТКО считаются аффилированными с регоператорами. Это, в свою очередь, ведет к увеличению тарифа. Так, расходы на перевозку зачастую оказываются существенно выше рыночных и достигают 70-80% в конечной цене. В дальнейшем регоператоры заявляют эти расходы в тариф.

В свою очередь, есть примеры положительного влияния конкурентной среды на конечную цену услуги. Так, например, ранее ямальский регоператор «Инновационные технологии» заявил, что снизил стоимость вывоза мусора после торгов на перевозку отходов.

Так или иначе, участники встречи уверены, что обсуждение будет продолжено в краткосрочной перспективе. Следующий раунд переговоров пройдет на площадке Деппрома Югры.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Напомним, в ноябре 2021 года "Зеленый Фронт" сообщал о том, что в связи с расторжением контракта между региональным оператором и компанией-транспортировщиком ТКО в районе сургутского мусорного полигона образовался коллапс. Ранее сообщалось, что ответственного за вывоз ТКО регоператора «Югра-Экология» жители ХМАО  упрекнули в избирательности вывоза мусора. О том, как в Октябрьском районе компанией был незаконно изменен график вывоза мусора, сообщалось в середине октября.

Теги: ,

Опубликовано: 04 февраля 2022
Найдите нужную новость
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31