Новости

Гонка вооружений: как в Петербурге появляются новые свалки

 Бесхозных отходов в городе меньше, чем пять лет назад. Но от того соседям свалок не легче. «Петербургский дневник» на примере горы строительного мусора на Ванеева посмотрел, что изменилось в борьбе с нелегальными свалками.

Между улицей Ванеева и речкой Оккервиль лежат мешки со строительным мусором. Может быть, один КамАЗ, может, и пять, а может, и вовсе считать нужно в «Газелях» – тот, кто сбросил отходы, визитки не оставил. На портале «Наш Санкт-Петербург» «Петербургский дневник» насчитал девять жалоб на эту несанкционированную свалку. Еще один читатель сообщил о ней в редакцию. «Там горы растут», – сказал он.

В администрации Невского района о свалке строительного мусора на Ванеева знают. Ее уже включили в адресную программу, которая бы приостановила рост: поставили информационный щит, что сорить запрещено, положили бетонные заграждения, чтобы желающие мусорить не проехали, и рекомендовали полиции патрулировать свалку. Фотограф «Петербургского дневника», снимавший свалку, убедился, что полиция к рекомендации прислушалась. «Меня чуть не задержали», – сообщил он.

А еще заметил он и относительно свежий мусор. Местные жители подтвердили, что появившаяся год назад свалка на Ванеева расти не перестает. Убрать ее администрация Невского района готова в «агротехнический период 2021-2022 года», но есть условие.

«При условии выделения бюджетного финансирования», – назвали его в администрации.

СВАЛЬНЫЙ УСПЕХ

Бюджет Невского района на борьбу с несанкционированными свалками в 2021 году – 150 миллионов рублей, а в 2022 году – 170 миллионов. Такие цифры прислал Комитет по финансам в ответе на обращение местной жительнице Татьяне Климовой. Интересовалась финансами Климова не из праздного любопытства. В 2019 году через дорогу от новостроек на Дальневосточном проспекте она обнаружила сразу три свалки. Одна из них оказалась даже с химическими отходами: эмалевыми красками, бутилацетатом, фторидом аммония, названия были на этикетках канистр. Экспертиза подтвердила опасность.

«Администрация ссылалась на отсутствие денег на уборку свалок, и мы начали писать во все инстанции, которые занимаются формированием бюджета. Результат превзошел ожидания, и денег было выделено в разы больше, чем ожидалось», – оценила Климова.

Свалку с химическими отходами ликвидировали в конце 2020 года. Компанию, которая в течение семи месяцев свозила туда мусор, суд оштрафовал на 2 миллиона и 150 тысяч рублей: это и штраф, на затраты на уборку и за ущерб окружающей среде.

Кроме помойки с химотходами, как говорит Климова, жители жаловались еще и «на более старую свалку» на Октябрьской набережной, где складируют строительный мусор и жгут покрышки. Недалеко от нее есть еще одна свалка на территории бывшего завода «Пигмент». Ее прекрасно видно даже на фотографиях со спутника и из окон домов. Туда, по рассказам местных жителей, привозят и жгут мусор. А дым идет к новостройкам.

«Собственник этой свалки неизвестен. В администрации Невского района говорят, что они ведут разбирательство», – рассказала Климова.

ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ

В 2020 году 424 юридических, должностных и физических лиц наказали по административным статьям на 14,2 миллиона рублей. Это, как заметил заместитель председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Александр Кучаев, и собственники земли, на которых появились свалки, и те, кто завозил отходы. В пяти случаях несанкционированный мусор обернулся уголовными делами, одно из них – по свалке химотходов на Дальневосточном.

Как полагает Кучаев, ситуация со свалками в городе меняется.

«До 2016 года уголовные дела были единичными, а после вошли в систему. Пять лет назад можно было встретить объекты, когда стоит шлагбаум и берут деньги за завоз отходов, в последнее время с таким не сталкиваемся. Сейчас недобросовестные организации пытаются сделать вид, что они работают в рамках правого поля. Схемы у них стали более изощренными. Им стало работать сложнее. И тут как гонка вооружений, они что-то придумывают, наша задача доказать, что это незаконная свалка», – объяснил он.

Помощь, как добавил Кучаев, в прошлом году оказала и полиция. За год они составили 106 протоколов на перевозку отходов без документов. В 2019-м таких было всего 19. И это тот случай, когда важна не сумма штрафа, для водителя он составляет от полутора до двух тысяч рублей, а процесс наказания. На время разбирательств машина стоит.

«Если у отходов четвертый класс опасности, то условие возврата – передача отходов лицензиату. Это достаточно накладно. Занимает не меньше месяца. Простой серьезно бьет по карману недобросовестного предпринимателя», – констатировал Кучаев.

Успехи видны и по числу находок новых свалок. Если пять лет назад их находили больше тысячи ежегодно, то в прошлом – 339.

«Надеюсь, что часть отходов уехала на легальные объекты. Но часть попала на несанкционированные свалки в Ленобласти», – заметил Кучаев.

ЦЕНА ВОПРОСА

Председатель «Зеленого фронта» Сергей Виноградов живет в Невском районе и каждый день проезжает по Ванеева. Эколог усомнился, что борьба с несанкционированной свалкой железобетонными заграждениями там действенна. После их установки на газоне он заметил четыре новых заезда к свалке.

«Проблема не в том, что там лежит бетон. Проблема, что не знаем, какого он класса опасности. Если крошка, то это уже четвертый. И это опасно для человека. И рядом там река», – сказал он.

Виноградов не исключает, что мусор на Ванеева не от стройки домов, а от ремонтов. От таких отходов бригады обычно избавляются, заказывая вывоз мусора, а вот куда его везут, их мало интересует. Для водителя сброс на несанкционированной свалке экономит три-пять тысяч рублей.

Как полагает Виноградов, что в вопросе слежки за маршрутами строительных отходов можно использовать опыт соседей. В Ленобласти, как заметил он, с 1 апреля вступил в силу региональный закон, который обязывает перевозчиков строительных отходов иметь qr-код и отчитываться о маршрутах. В Комитете по природопользованию добавили, что за экспериментом у соседей с интересом наблюдают.

Еще один путь, который ускорит борьбу со свалками в Петербурге, нашла председатель профильной комиссии ЗакСа по экологической защите населения Надежда Тихонова. Он лежит через Москву. В правительстве России, как напомнила Тихонова, ждут отзыва две инициативы. Одна из них о ликвидации пятого класса опасности для строительных отходов, который позволяет перевозить их без лицензии. А значит – неизвестно куда.

«Природоохранные органы должны понимать, что, выезжая с площадки, машина со строительным мусором должна иметь лицензию на это, должен четко прослеживаться путь, куда, на какой полигон едет конкретный грузовик», – считает она.

Второе предложение, также уже оформленное в виде законопроекта, – увеличить наказание за содержание нелегальной свалки. Сейчас оно в максимальном виде составляет всего 100 тысяч рублей. Впрочем, как напомнили в Комитете по природопользование, штраф не освобождает собственника от оплаты расходов на ликвидацию свалки.

Теги: , , ,

Опубликовано: 16 апреля 2021
Найдите нужную новость
ПнВтСрЧтПтСбВс
     
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31