Представители федерального экологического сообщества усомнились в достоверности информации госорганов об объемах утилизации отработанных автопокрышек, вывезенных с полигона «Березка» под Нижневартовском. По мнению «зеленых», на маломощном оборудовании подрядной организации «Экос», выполняющей эти работы по договору с УФССП по ХМАО-Югре, «физически невозможно утилизировать в короткие сроки тысячи кубов резины». Между тем в Росприроднадзоре и Тюменской природоохранной прокуратуре настаивают на активной работе утилизаторов, хотя экологи со своей стороны утверждают, что по адресам, указанным в лицензии компании, «вообще не ведется никакой деятельности». Активисты высказывают сомнения и в рентабельности перемещения шин на 750 километров с учетом непрозрачного финансирования соглашения. Выяснением деталей «сомнительной», по оценкам наблюдателей, схемы, обязаны заняться силовики и федеральный Росприроднадзор. Тем временем темой сжигания автопокрышек с нижневартовского полигона заинтересовались в Германии.
Напомним, предприятие со штатом в три человека, по договору с УФССП по ХМАО обязалось утилизировать более миллиона покрышек, поскольку заставить очистить территорию предыдущих арендаторов судприставы так и не смогли.
Ранее природоохранная прокуратура и Северо-Уральское управление Росприроднадзора сообщили, что с полигона было вывезено 4,8 тыс. кубометров шин, а в отношении «Экоса» и его руководства возбудили административные дела по ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ.
Председатель экоорганизации Сергей Виноградов обратил внимание, что при ведении природоохранной отчетности объемы вывезенной резины должны указываться в тоннаже, а не кубометрах. Однако и в этом случае фактическая утилизация такого количества покрышек при всего четырех актах выполнения работ вызывает серьезные сомнения.
«Для вывоза такого объема резины необходимо совершить свыше 300 рейсов, что должно регистрироваться как документацией установленной формы – ТТН и путевыми листами, – так и фиксацией в системе взимания платы «Платон» с бортовым устройством отслеживания движения транспорта по федеральным дорогам, тем более, что расстояние между объектами составляет свыше 750 километров, что влечет за собой крупнейшие затраты», – полагает глава «Зеленого фронта».
Кроме того, эколог отмечает, что перевозка отходов IV класса опасности должна осуществляться на специально оборудованных и снабженных спецзнаками транспортных средствах. Наконец, «зеленые» указали на несоответствие мощности установок «Экоса» объемам утилизируемых покрышек (5 тонн в сутки на пике), а также на само место, где якобы производились эти операции.
В прокуратуре Нижневартовского района, со своей стороны, обещают в мае совершить очередной выезд на полигон для проверки работ. Пока же директору предприятия Наталье Волковой выдали предостережение о недопустимости извлечения покрышек из грунта без разработанного проекта рекультивации. А пока в органах готовят новые проверки, утилизацией отходов заинтересовались за рубежом.
Издание побеседовало с ныне проживающим в Германии разработчиком инновационных решений Фимой Марголиным, при участии которого была разработана технология изготовления из разрезанных и переплетенных между собой автошин резинового покрытия (матов). Изделия, созданные по этой технологии, могут применяться в дорожном строительстве, гидротехнических работах, логистике и лесхозе.
«Экологи уже давно обратили внимание местных властей на эту проблему, но со стороны как местных, так и судебно-исполнительных властей реальных действий, позволяющих конструктивно подойти к ее решению, не последовало. На мой взгляд, ситуация с «Экосом» ничуть не лучше, чем с той же «Березкой», и почему приставами принято такое, на наш взгляд, некомпетентное и антиэкологичное решение, непонятно», – отмечает собеседник издания.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.