В Калининградской области обострилась проблема вырубки деревьев. Она производится как для освобождения земли под застройку, так и в промышленных целях. Что происходит с зелеными зонами в регионе, и могут ли защитники природы противодействовать их уничтожению? В ситуации попытался разобраться корреспондент «SM News».
Не проходит и недели, чтобы в информационном пространстве не появились сообщения о случаях уничтожения деревьев. И это всегда вызывает негативный общественный резонанс. Ведь Калининград всегда считался городом-садом из-за обилия зеленых зон.
В немецком Кенигсберге была довольно плотная застройка, но в годы войны город был разбомблен налетами английской авиации, и достался Советскому Союзу в руинах. Восстанавливать прежние кварталы не было никакой возможности, да и особого желания, поэтому строительство велось по новому генплану, предусматривавшему обилие парков и скверов.
В двухтысячных, когда в Калининграде началось большое строительство, именно зеленые зоны попали под топор, чтобы освободить площадки под застройку. Несмотря на то, что по закону вырубка должна сопровождаться компенсационной высадкой, на практике эта мера не работает. Ведь уничтожают, как правило, здоровые сильные деревья, а высаживают молодые. Чтобы они выросли и начали оказывать благоприятное воздействие на окружающую среду, требуются десятки лет. К тому же зачастую за саженцами никто не следит, и они погибают.
Любая попытка срубить дерево или даже обрезать его, как правило, вызывает неприятие у жителей. Чтобы успокоить горожан, в 2006 году чиновники мэрии Калининграда даже хвастались, что закупили специальную машину для пересадки деревьев. На это было потрачено 3,6 млн рублей из городского бюджета. Но машина использовалась всего несколько раз. На деле автомобиль оказался обычным погрузчиком со специальной насадкой, использовать которую сложно. И с тех пор машина используется для уборки мусора и ликвидации несанкционированных свалок.
Весной этого года ситуация в областном центре накалилась до того, что в городе даже прошли акции протеста против варварской, по мнению активистов, обрезки зеленых насаждений и ненужной санитарной вырубки. После чего губернатор области Антон Алиханов распорядился ввести мораторий на ликвидацию деревьев.
По мнению главы регионального отделения эконолтгической организации «Зеленый Фронт» Олега Иванова, необходимо различать рубки лесных насаждений (на землях лесного фонда) и иные виды рубок, в том числе в населенных пунктах, на землях сельскохозяйственного назначения, в охранных зонах объектов инфраструктуры и так далее. В беседе с корреспондентом «Sm News» он подчеркнул, что наиболее критично обстоят дела с вырубками в городах и поселках Калининградской области.
- Обещанный еще в начале года губернатором новый закон об охране зеленых насаждений до сих пор не принят и, насколько мне известно, новая редакция еще даже не прошла через контрольно-правовое управление правительства, - заявил эксперт. - Поэтому все спорные моменты и разногласия относительно вырубок в Калининграде, например, до сих пор регулируются положениями закона, принятого в 2006 году. Это говорит о том, что с точки зрения оперативной подготовки и обновления нормативно-правовой базы правительство Калининградской области работает не самым эффективным образом.
В качестве резонансных и беспокоящих жителей случаев Олег Иванов называет ситуацию в поселке Александра Космодемьянского в областном центре. Здесь планируется вырубать деревья под строительства автотрека и многоэтажные жилые дома.
- Строительство многоэтажки стало возможным потому, что городские власти не провели своевременно инвентаризацию зеленых зон города и участок под застройку не получил статус сквера, парка или иной зеленой зоны общего пользования, - сказал руководитель отделения «Зеленого Фронта». - Теперь застройщик на вполне законных основаниях может вырубить деревья, как «самосев». С треком – сложнее. Это участки городских лесов и возможностей у городских властей запретить здесь рубку больше.
В практике экологов есть и вопиющие случаи, когда в Багратионовском городском округе около поселка Жуковка вырубают дубы.
- Этот лес по кадастру оформлен, как земельный участок сельскохозяйственного назначения, - отметил эксперт. - Одновременно участок находится в лесном реестре Калининградской области. С этой правовой коллизией в региональном правительстве пока не знают, как справиться. На мой взгляд, иной позиции, как настаивать на «лесном» статусе этого участка – быть не может. Но Минприроды на нем не настаивает…
Нельзя сказать, что в регионе никак не реагируют на нарушение природоохранного законодательства. Недавно Калининградский областной суд принял решение оштрафовать предпринимателя на 18 миллионов рублей за то, что вместо вырубки 12 больных дубов он спилил здоровые. Иск подан Калининградским межрайонным природоохранным прокурором. Согласованный объем вырубки 110 кубометров, на самом же деле заготовили 200 кубов. По мнению Олега Иванова, судя по оставшимся пням, древесина была товарной, и ни о какой санитарной вырубке не могло быть и речи.
18 миллионов штрафа с нарушившего закон арендатора леса – это, разумеется, серьезное наказание, однако деревья уже не вернешь. А сколько таких случаев остается без внимания правоохранительных органов?
Самая большая угроза зеленым насаждениям – в городах на побережье Балтийского моря. Земля там стоит дорого, и застройщики делают все возможное, чтобы получить земельные участки в свое распоряжение. Не случайно сопредседатель регионального ОНФ Гарий Чмыхов на заседании общественно-политического совета при губернаторе области заявил, что строительное лобби пока оказывается сильнее экологов, а действия властей по сохранению зеленых зон имеют низкую эффективность.
Одна из острых ситуаций, связанных с вырубкой, сложилась в Балтийске. Земельные участки, находящиеся на ул. Взморье в рекреационной зоне на берегу моря, на которых расположены несколько сотен деревьев, решением местной администрации переведены под огороды.
- После этого земля была выделена «нужным» людям, которые стали вырубать деревья, - заявил общественных активист из Балтийска Сергей Дустин. – На мой взгляд, изменение назначения земли произведено с нарушением закона, о чем я написал заявление в правоохранительные органы.
В марте 2018 года по факту незаконной вырубки было возбуждено уголовное дело, однако подвижек в этом вопросе пока нет. Чтобы привлечь внимание региональных и федеральных властей и вышестоящих правоохранительных органов к ситуации в Балтийске, Сергей Дустин провел серию одиночных пикетов около администрации муниципалитета.
- К сожалению, чиновники никак не реагируют, - отметил активист, - типа, мы в домике.
По мнению депутата горсовета Балтийска Александра Кузнецова, ранее занимавшего должность мэра города, скандальным участкам земли должен быть возвращен прежний статус:
«По Взморью довольно простая и понятная ситуация. Есть несоблюдение требований нормативных документов при выделении земли. Есть нарушение требований договора аренды при использовании земли. На этом основании договора должны быть расторгнуты, земля возвращена в первоначальный статус. Желательно добровольно, по соглашению сторон. Иначе - по суду. А затем продана на торгах с получением в бюджет минимум 10 миллионов рублей. Сравните с полученным доходом от аренды за 2017 год в 4 тысячи рублей (и то, если уплатили), и становится понятна «святая простота» людей, так распорядившихся муниципальной землёй. Судя по ответу, полученному из администрации города на заключение депутатской группы по проверке обстоятельств выделения земельных участков для ведения огородничества в районе улицы Взморье, решения по земле принимаются в чьих-то интересах - это точно! И точно то, что это не интересы муниципалитета и жителей Балтийска. Если до 3 августа мер реагирования на работу группы не будет (до сих пор комиссии вопрос не рассматривали) - действуем напрямую, без решения совета».
Ситуация в Балтийске – не единичная в Калининградской области. Практически во всех муниципалитетах можно обнаружить конфликты из-за вырубки. Но к каждому дереву не приставишь полицейского, и общественников на всех не хватит, тем более, что зачастую их мнение игнорируется, а власти начинают реагировать только тогда, когда поднимается вал недовольства.
Остается надеяться на совесть дровосеков. Но когда маячат крупные барыши, совесть обычно засыпает…