Жителям деревни Ляды Гатчинского района не до французских ароматов – на соседние колхозные поля всю зиму свозят птичий помет. Сваливают все в одну большую кучу, чтобы с наступлением весны распахать и использовать в качестве удобрения. Однако местные жители такой перспективе не рады: никакого урожая не захочешь, когда дышать нечем. Экологию и воздух Лядов изучал Роман Закурдаев.
Где-то в этих местах ещё в середине 90-х растворился некогда процветающий колхоз. От деревни «Ляды» осталась только одна улица – всего два десятка домов. При «деле» сейчас только бывшее колхозное поле. С местной птицефабрики сюда свозят отходы производства.
Отсюда до ближайшей деревни «Ляды» километра 2-3. Резкий неприятный запах чувствуется только тогда, когда находишься совсем рядом с кучей свежего куриного помет. Большие сугробы, конечно, скрывают это хранилище отходов, но под ними десятки тонн ароматного удобрения.
«Добро» с птицефабрики сейчас вывозят почти каждый день. Очередной партией «органики» заинтересовалась милиция. Оперативники решили проверить не только документы, но и сам груз.
«Перемешанный» – это значит, что помет с добавлением торфа или опилок. То есть уже не вредные отходы, а настоящее удобрение.
А вот некоторые жители деревни более категоричны. Из-за таких агротехнологий Лидия Сысоева даже подумывает о переезде. С началом оттепели и особенно летом жить здесь становится, мягко говоря, не комфортно.
Лидия Сысоева, житель деревни «Ляды»: «Вот, как только начинает дуть ветер, то дышать вообще невозможно. Хоть на улицу не выходи. Мы закрываем все окна и боимся выйти, потому что плохо становится. У кого-то аллергия, у кого-то легкие не в порядке. Он настолько насыщен этими испарениями».
На птицефабрике готовы показать любые разрешительные документы: земля у них в аренде, сертификаты действующие, а сам помет и не помет вовсе, а удобрение для зерновых культур. Так что, может быть, где-то там и пахнет, чье-то чужое, но только не «наше».
Сергей Гусев, главный инженер птицефабрики: «В «Лядах» запаха вообще не должно быть. Может быть от свалок, потому что там лежит чистое удобрение, из которого уже всё вышло. Это чистое органическое удобрение, на который у нас есть сертификаты, технологический регламент на приготовление».
Сергей Виноградов, "Зелёный патруль": «С одной стороны определить: навоз это или помет очень сложно. Потому что надо брать пробы, тратить деньги. Организация может сказать, что это у неё был навоз, а вывезли помет и кто потом будет в земле рассматривать, что на поля колхоза вывезли».
И уж тем более доказать что-либо незаконное будет совсем сложно, когда весной поля с подозрительным и ароматным удобрением перепашут.