20 ноября 2012 года в Харькове прошёл семинар «Повышение уровня информированности общества по вопросам нетрадиционного газа – экономические возможности и экологические предохранители». Мероприятие состоялось в зале заседаний Ученого совета Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина. Семинар организовали Посольство Великобритании и Британский Совет в Украине совместно с компанией «Шелл в Украине». На семинаре присутствовали посол Великобритании, группа британских учёных, представители «Шелл» (разработчики газовых месторождений), Британского совета в Украине, учёные ведущих украинских ВУЗов и НИИ, харьковские чиновники, несколько человек из общественных организаций и студенты.
По материалам с сайта наших единомышленников Общественное движение "Зеленый Фронт"
Открывал семинар заместитель председателя Харьковской областной государственной администрации Ю. Сапронов. Из его речи стало понятно, что ничего, кроме «инвестиций», первых лиц нашего региона не интересует. Он попросил британских коллег уделить особенное значение «развенчиванию мифов» о добыче газа методом фрекинга. Видно было, что сторонники добычи газа фрекингом очень обеспокоены негативным мнением мировой общественности.
Второй «козырь», озвученный Ю. Сапроновым — рабочие места. По данному пункту его поддержала университетская верхушка, включая ректора В. Бакирова.
Однако уже в первом докладе доктора геологических наук К. Безручко (Национальный горный университет, г. Днепропетровск) прозвучали тревожные ноты об антиэкологичности проекта добычи газа из уплотненных песчаников. Наибольшую обеспокоенность у него вызвало большое количество запланированных скважин, озвучено было количество — до 60000 на Юзовской площади! (позже британские учёные привели данные, что в США количество скважин – до 16 на 1,3 кв. км; также см. "Сланцевый газ - угроза для Газпрома?"). В целом учёные Национального горного университета дали негативную оценку добыче газа из уплотнённых песчаников, в первую очередь, по причине экологических последствий. Как альтернативу разработке газа из уплотнённых песчаников методом гидроразрыва, К. Безручко и его коллеги М. Довбнич, Я. Мендрий предлагают добычу газа из угольных пластов работающих шахт, которая сейчас развивается на Донбассе. В этом случае достигаются две задачи:
1) Метан из угольных шахт идёт на выработку электроэнергии, а не выбрасывается в атмосферу. В настоящее время шахтами Украины выбрасывается в атмосферу до 2 млрд. куб. м метана ежегодно. Парниковая активность метана примерно в 21 раз выше, чем у углекислого газа, поэтому экологический эффект от утилизации с пользой 2 млрд. куб. м метана в год очевиден. По информации докладчиков технически возможно использовать 90 % метана угольных пластов, сейчас же используется около 10 %. Также докладчики отметили, что за 5 лет работы только на одной шахте им. Засядько утилизировано 170 млн. куб. м метана угольных пластов с прибылью 215 млн. гривен.
2) Дегазацией угольного пласта обеспечивается безопасность работ при добыче угля, которая, как известно, уносит ежегодно более сотни жизней шахтеров именно по вине взрыва метана.
Выступления британских учёных, к сожалению, не прояснили ситуацию о том, каким же образом рассчитывают реализовать проект добычи «сланцевого» газа в Украине (применение термина «сланцевый» зачастую некорректно, поэтому взято в кавычки). Главным образом доклады были посвящены аспектам добычи в Великобритании, частично в США. Тезисно можно выделить следующие озвученные факты:
1. территория Великобритании обладает большими запасами «сланцевого» газа;
2. на территории Великобритании ведётся разведка месторождений «сланцевого» газа, но добыча не ведётся!
3. дебит газа с каждой скважины засекречен (на семинаре не было озвучено ни одной цифры);
4. стоимость бурения одной скважины около 20 млн. долларов США;
5. при применении технологии гидроразрыва пласта в Великобритании происходили локальные землетрясения магнитудой 1,5-2,3 балла, ставшие причиной моратория на добычу;
6. в США в штате Арканзас по причине применения гидроразрыва при добыче газа в 2010-2011 годах были спровоцированы более мощные землетрясения магнитудой до 4,7 баллов;
7. экологические последствия: 1) выбросы метана (3,6-7,9% – потерь от общего количества); 2) экологические последствия, связанные с транспортом; 3) загрязнения грунтовых вод.
Последний аспект вызвал горячие дебаты, так как докладывавший начал опровергать опасность загрязнений грунтовых вод в известном нам стиле. Дескать, одни химикаты используются в бытовой химии, другие — в пищевой промышленности, третьи —в антифризе, который водители сливают на землю и т. п. (подробнее о таких разоблачениях)
Представитель общественной организации «Зелена Вежа», гидрогеолог, кандидат технических наук В. Яковлев обратил внимание на то, что операции гидроразрыва опасны для грунтовых вод не только по причине попадания химикатов, но и как таковые, потому что планируется производить большое количество бурений через горизонты реликтовых артезианских вод. Южная часть Харьковской области обладает уникальными запасами воды, которая не ощутила на себе влияние деятельности человека — своеобразный «Украинский Байкал». Именно по причине сохранения чистоты данных вод было остановлено химическое производство в Первомайском районе Харьковской области.
В ходе семинара я обратил внимание экспертов на то, что территория Харьковской области, на которой планируется добыча газа не является пустыней, как центральные штаты США. Напротив, в пределах Юзовской площади протекает главная речная артерия Северский Донец, пойма которого является ещё и Северско-Донецким природным коридором национальной экосети, с сетью объектов природно- заповедного фонда (ПЗФ); на юге Харьковской области находятся нетронутые степные участки, объекты ПЗФ, которые имеют охранный статус, либо зарезервированы для объектов ПЗФ. Также юг Харьковской области является аграрным регионом, дающим экологически чистую сельскохозяйственную продукцию. Поэтому планирование тотальной добычи газа с большим количеством скважин — это преступление перед природой региона.
В конце семинара выступила Е. Рачковская, специалист компании «Шелл» по экологическим вопросам с обещанием учёта природоохранных территорий, как существующих, так и проектируемых при разработке месторождений. Е. Рачковской, как представителю компании «Шелл», были вручены «Критерії екологічної та техногенної безпеки при видобутку газу методом фрекінгу». Также данный документ был вручен отечественным учёным, участникам семинара.
В заключение хочу поблагодарить организаторов семинара. Однако стоит отметить, что подобные семинары должны отражать реалии добычи применительно к Украине и Харьковской области в частности. Большинство вопросов, связанных с методикой добычи и последствиями для окружающей среды остались нераскрытыми. Причём порой доходило до абсурда, когда британские докладчики вместо ответов на поставленные вопросы отсылали спросить их у самих себя — таким образом «информированность общества» не достигается. Единственной информацией о нашем регионе было то, что планируется за два года пробурить три опытные скважины: первую, как известно, около с. Весёлое Первомайского района; вторую — на территории Надеждинского сельсовета Близнюковского района Харьковской области; местонахождение третьей пока неизвестно.
Виталий Полетаев, «Зелёный фронт»