События, происходящие сейчас в Варшаве, которые уже успели прозвать «польским майданом», конечно, к Калининграду отношения не имеют. Во всяком случае, прямого. Однако если присмотреться, выяснится, что вопросы Калининградской области плотно встроены в контекст современных российско-польских отношений. И сегодняшние сложности во взаимоотношениях российского региона и приграничных воеводств Польши в первую очередь связаны с приходом к власти в Польше консервативной партии «Право и справедливость» Ярослава Качиньского, против которой собственно и выступает варшавский «майдан».
Что касается непосредственно Калининграда, то именно при Качиньском был заморожен в августе этого года режим местного приграничного передвижения (МПП) и заметно снизились трансграничные контакты (по данным Калининградской областной таможни, количество пересечений российско-польской границы в этом году сократилось примерно на 30 процентов). Именно при Качиньском состоялся исторический саммит НАТО в Варшаве и началась переброска сил альянса поближе к границам Калининградской области. Именно при Качиньском Варшава приняла решение – это новость последних дней – строить судоходный канал через Вислинскую (Балтийскую) косу, часть которой находится на территории Польши, часть – на территории России. Идея эта возникла довольно давно, успела получить негативную оценку со стороны руководства Евросоюза, но только сейчас начала конкретно воплощаться в жизнь: 13 декабря законопроект о строительстве судоходного канала одобрил совет министров Польши.
Идея фикс Качиньского
Решение все-таки рыть канал через косу вызвало неоднозначную оценку в Польше и негативную в России. Вначале про Польшу. Кроме правящих элит за проект высказываются военные. А в Морском бюро Гдыни поясняют, что благодаря строительству канала увеличится безопасность Польши (поскольку он станет лишним барьером с «милитаризованной» Калининградской областью), а Эльблонг, 120-тысячный город на берегу Вислинского залива, вернет себе «историческую роль морского порта и центра морской торговли».
Резко против канала выступают ученые.
- Экономическая значимость проекта равна нулю, потому что если канал будет иметь глубину
По словам политолога, руководителя Польского культурного центра в Калининграде Томаша Оманьского, ученые и экологи критиковали проект строительства канала на протяжении нескольких лет. И начать реализацию этой инициативы стало возможным только сейчас – когда у власти консерваторы, геополитическая ситуация на Балтике оставляет желать лучшего, отношения между Россией и НАТО заметно искрят.
- Правительство заявляет об экономических выгодах проекта, - говорит Оманьский. – Якобы будет инвестировано 880 млн злотых, и это будет способствовать развитию порта Эльблонг. Однако какая экономика? Эльблонг – это не морской порт, он завязан на внутриматериковое сообщение, прежде всего между Польшей и Калининградской областью. К тому же в Польше есть несколько крупных портов на Балтике – Гданьск, Гдыня и другие. Зачем им лишний конкурент? То есть экономическое объяснение проекта – это ширма.
По мнению политолога, «перекоп» Вислинской косы имеет, скорее, оборонительное значение и все это увязано с усилением группировки НАТО на т.н. «восточном фланге», в том числе в Польше.
- Это идея фикс партии Качиньского, который, как мы видим, настойчиво приглашает в Польшу американскую военную инфраструктуру, - полагает Томаш Оманьский, имея в виду размещение на территории Польши размещение дополнительных воинских контингентов НАТО и работы по строительству элементов системы ПРО.
Кстати, платить за проект, по информации руководителя Польского культурного центра, придется простым полякам – 880 млн злотых (это примерно 220 млн долларов) планируется выделить из бюджета.
Рыба уйдет на дальний кордон
Что касается России, то реакции на польскую инициативу пока немного и положительной ее никак не назовешь. Например, бывший депутат Госдумы от Калининградской области Андрей Колесник заявил, что решение польских властей на 100 процентов политическое, не имеющее сколько-нибудь внятного экономического основания и – самое опасное - способное привести к экологической катастрофе. Экологический аспект, и это подтверждает отказ в поддержке проекта со стороны Евросоюза, здесь наиболее важный. Дело в том, что дополнительная связь Вислинского залива с морем (сейчас он соединяется единственным каналом - Балтийским, который контролируется Россией), по мнению экологов, приведет к увеличению солености воды в заливе и, вероятно, массовому мору рыбы.
- Реализация подобного проекта приведет к негативным последствиям для окружающей среды, - считают в экологической организации «Зеленый фронт». - При принятии такого решения необходимо было учесть мнение экологов, в том числе польских, которые выражают серьезное беспокойство по поводу строительства канала. Понятно, что при появлении еще одного пролива с морем вода в Вислинском заливе изменит коэффициент солености. А значит, изменится и экобаланс водоема, и рыба может «эмигрировать» в Балтику. В результате может резко сократиться рыбацкий промысел.
Очевидно, что в скором времени мы услышим реакцию на проект судоходного канала со стороны российского МИДа. Вероятно, что в следующем году поляки уже начнут работы на местности, чтобы в 2022 году ввести его в эксплуатацию. Но это произойдет лишь в том случае, если не случится поворота в восточной политике Польши, а поворот такой возможен. Об этом свидетельствуют и массовые протесты в Варшаве, и неопределенная позиция избранного американского президента Дональда Трампа. По мнению политологов, если Ярослав Качиньский на кого и оглядывается в своих действиях, то только на США.