Новости

Экология Петербурга: вода чернеет, лес редеет

 В Петербурге и Ленобласти в последнее время наметилась тенденция – экологические нарушения фиксируются, но ответственности за них зачастую никто не несет. Суммы штрафов мизерны и не пугают нарушителей.

Экологи отмечают, что предприятиям, виновным в уничтожении окружающей среды, чаще всего удается выйти сухими из воды. Даже если на организацию накладывается штраф, то его сумма, по мнению защитников природы, настолько ничтожна, что уже на следующий день «экологические преступники» принимаются за старое.

Экологические организации - «Зеленый патруль», «Гринпис» - постоянно фиксируют факты загрязнения или незаконного использования природных ресурсов, направляют данные своих исследований в природоохранную прокуратуру, Росприроднадзор. В тех случаях, когда государственные органы обнаруживают состав преступления, начинается поиск «загрязнителей». Длиться он может от одного месяца до бесконечности.

Одно из самых громких дел 2010 года - загрязнение реки Славянка в ночь с 3 на 4 июня. Активисты «Гринпис» обнаружили сброс в Славянку отходов лакокрасочного производства. Это привело к значительному загрязнению реки и массовой гибели рыбы. «Ответственность за подобные преступления предусмотрена четырьмя статьями Уголовного кодекса РФ. Несмотря на то, что с момента сброса токсичных веществ в Славянку прошло уже 10 месяцев, нарушитель так и не найден», - рассказали экологи.

Согласно данным Следственного комитета по Петербургу, «в ходе расследования уголовного дела в порядке ст. 91, 92 УПК РФ никто не задерживался, обвинение никому не предъявлялось».

«Нам известно, что по данному делу до сих пор проводится экологическая судебная экспертиза. Но мы же понимаем, что по прошествии столь длительного срока выявить виновного крайне сложно», - считают сотрудники «Гринписа». «Истекший срок годности» по делу – основная проблема, с которой сталкиваются экологические организации, пытаясь разобраться с тем или иным нарушением. Не помогает даже вмешательство губернатора (Валентина Матвиенко в августе 2010 года потребовала закрыть предприятия, которые были причастны к неоднократному залповому сбросу загрязняющих веществ в Славянку). Сначала чиновники, по свидетельству экологов, «зашевелились, стали писать отчеты», а потом все снова замерло. По такой схеме расследование экологических преступлений обычно сходит на «нет».

Но Славянка – это уникальный случай, когда удалось добиться хотя бы самого факта возбуждения уголовного дела. В большинстве случаев, на предприятия налагаются «смешные штрафы».

«Как-то не привыкли у нас охранять природу. На предприятия возлагают штраф в 10 тыс. рублей, а что это за сумма для руководителя крупной организации? Ему намного проще отдать ее, чем строить дорогой коллектор для отвода сточных вод. Существует такая практика, как оценка нанесенного ущерба окружающей природе. Вот этот ущерб может исчисляться миллионами рублей, но для России это нонсенс», - считает активист «Гринписа» Мария Мусатова. По ее словам, экологические преступления в нашей стране «расследовать не умеют».

Координатор экологической организации «Зеленый патруль» Сергей Виноградов считает, что корень проблемы кроется в отсутствии системного подхода к процессу контроля, как за деятельностью хозяйствующих субъектов, так и за работой органов власти. По его мнению, крайне остро стоят вопросы координации действий государственных природоохранных структур и общественной оценки их работы.

«Люди, живущие непосредственно в регионе, ощущают на себе меру «экологичности» работы близлежащих предприятий. Также мы можем видеть уровень профессионализма и неангажированности представителей власти, проверяющих данные предприятия. И только жесткое профессиональное отстаивание своих интересов заставляет и бизнес, и власть считаться с мнением населения», - уверен эколог.

В природоохранной прокуратуре Петербурга корреспонденту «БалтИнфо» пояснили, что зачастую трудно найти виновных, но, если предприятие часто штрафуют, то это и по карману ударит, и по репутации. В то же время в прокуратуре считают, что экологи иногда «зря бьют тревогу».

«Мы всегда тщательно проверяем все заявления. Бывает, что никаких нарушений мы не обнаруживаем», - отметил источник в природоохранной прокуратуре.

Корреспонденты «БалтИнфо» собрали сведения о наиболее крупных экологических нарушениях за последние несколько лет и проанализировали, кто за них понес наказание и в каком размере:

2007 - обнаружен крупный залповый сброс нефтепродуктов в реку Охта - допустимые концентрации превышены в 137 раз. Итог: петербургский «Водоканал» выплатил штраф, приблизительно 30 - 40 тыс. рублей. 

2008, январь – экологи выявили очередные нарушения на реке Охта - складирование загрязненных иловых осадков. Итог: прокуратура Петербурга не выявила никаких нарушений.

2008, сентябрь - получены результаты исследований проб воды, сбрасываемой в реки Петербурга (Нева, Охта, Оккервиль, Ижора, Мурзинка, Славянка). Итог: природоохранная прокуратура начала отбор проб на трубах «Водоканала», выявлены нарушения, «приняты меры прокурорского реагирования и вынесены постановления о возбуждении дела об административном правонарушении».

2008, декабрь – «Гринпис» обнаружил залповый сброс на Охте. Итог: взыскан ущерб с предприятия «Рамирент Машинери» в размере более чем 1,2 млн. рублей.

2009, июнь - сразу на двух реках Петербурга (Екатерингофка, Лубья) зафиксирован сброс нефтепродуктов. Итог: выявлен нарушитель только по одному случаю – им оказался подведомственное комитету по природопользованию ГУП «Ленводхоз» (целью организации является улучшение экологического состояния водоемов). Сброс в другую реку продолжался еще несколько дней, нарушители не выявлены.

2009, август - водным патрулем выявлено сразу три крупных сброса загрязняющих веществ (Нева). Итог: по одному из случаев дело закрыто, загрязнитель не выявлен, по остальным реакции нет.

2010 - сброс жидкого навоза и массовая гибель рыбы и бобров в Ленинградской области (река Иголинка). Итог: взыскано 205 тыс. рублей со свиноводческого комплекса «Рюрик-Агро».

2010, июнь – многократные сбросы нефтепродуктов в реку Славянка, что привело к массовой гибели рыб. Итог: виновных ищут уже 10-ый месяц.

2010, август - при прокладке газопровода «Северный поток» лесничие Северо-Западного Лесничества зафиксировали и рассчитали ущерб за 7 месяцев (от порчи земель и уничтожения леса) на 214 млн. рублей. Комитет госконтроля Ленобласти также с поличным и арестом техники зафиксировал нарушения. Итог: Федеральная служба Росприроднадзора, ведущая контроль за этим объектом, посчитала, что нарушений нет, дело закрыто.

2010, декабрь – в Котельском заказнике лесничие насчитали ущерб на 20 млн.рублей. Комитет госконтроля Ленобласти выявил нарушителей. Итог: Росприроднадзор по Петербургу считает, что нарушений нет, письма «Зеленого патруля» в Росприроднадзоре РФ третий месяц остаются без ответа.

 Балтийская Медиа Группа

Теги: ,

Опубликовано: 08 апреля 2011
Найдите нужную новость
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31