Отставка губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова: «зеленые» вопросы остались

Отставка губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова: «зеленые» вопросы остались
Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков подал в отставку до праздников, хотя еще 5 мая заявлял, что будет работать до окончания губернаторского срока – 9 июля. А 4 мая, Общественный экологический совет (ОЭС) при губернаторе обсуждал проект постановления правительства «Об установлении зеленой зоны». В документе предлагается установить границы зеленой зоны от Санкт-Петербурга до автодороги А-120, в которой будет запрещено использовать токсичные химические препараты для охраны и защиты лесов, осуществлять деятельность в сфере охотничьего хозяйства, разрабатывать полезные ископаемые, вести сельское хозяйство, размещать объекты капитального строительства. Площадь зеленой зоны должна составить около 120 тысяч гектаров. Но этот, казалось бы, положительный документ, вызвал неоднозначную реакцию членов Совета.
 
«Дырявое одеяло» 
 
– Установление зеленой зоны от границы Санкт-Петербурга до автодороги А-120 имеет как плюсы, так и минусы – высказал своё мнение профессор кафедры лесоводства Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С.М. Кирова Анатолий Грязькин. – К плюсам следует отнести максимально упрощение задачи по землеотводам. К минусам – несоответствие территории требованиям зеленой зоны.
 
По мнению профессора, в заявленных границах не выполняется главная функция зеленых зон – оздоровление населения. Значительные участки ее сильно загрязнены – предельно-допустимые концентрации содержания вредных веществ в почвах превышением в 10 и более раз. На обширных территориях наблюдается повышенное выделение природного радиоактивного газа радона. Между Кингисеппом и Ломоносовым сохраняется пятно радиоактивного загрязнения. Сильно загрязнены и малые реки.
По мнению профессора, зеленая зона, которая должна быть эталоном экологически чистой и максимально сохранившейся в плане биоразнообразия территории, напоминает сегодня «дырявое одеяло», которое вряд ли сможет выполнить предназначенную ему функцию. А значит, и подходить к такому решению нужно весьма осмотрительно, вооружившись цифрами и научными данными.
 
На подписи у губернатора
 
– Вопрос установления границ зелёной зоны в пределах автодороги А-120 требует участия как областных, так и городских учёных, специалистов, чиновников, законодателей, – заявил председатель комитета по природным ресурсам правительства региона Алексей Эглит. – Никто нам не запретил сделать жизнь лучше, и официальное решение находится на подписи у губернатора. По его словам, законодательство менялось неоднократно, и также неоднократно обсуждался этот вопрос в кабинетах власти, и получил  и наиболее подробно – на последнем заседании правительства.
 
Председатель департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу Алексей Синцов подтвердил: «Этот вопрос возник не сейчас – в течение последнего года, и, надеюсь, вскоре будет решён». Тем не менее, проект Постановления вызвал бурное обсуждение.
 
В режиме спешки
 
– По законодательству площадь и границы лесопарковой, зеленой зон устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании утвержденной проектной документации, – заявила член ОЭС, руководитель природоохранных проектов экологического движения «Зеленая волна» Анастасия Филиппова. – А сейчас получается наоборот: сначала границы устанавливаются, потом документация принимается. С чем это связано? Кроме того, решение о проектировании зеленой зоны Петербурга должно приниматься по согласованию с правительством Петербурга. Этого требует российское законодательство. Насколько мне известно, такого согласования не было…
 
– Удивляет спешка, в которой членам Экологического совета предлагается обсудить указанный проект, – заметил член ОЭС, директор региональных программ по СЗ ФО Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Сергей Виноградов. – В адрес «Зеленого патруля» проект и план заседания Эко-совета пришли за день до даты заседания. По моему мнению, проблема сохранения экологического и санитарно-оздоровительного потенциала лесов региона принятие данного Постановления никак не решит. Кроме того, непонятно, как при принятии такого постановления будет учтено взаимодействие города и области, о котором уже много сказано и ничего не сделано? Будет ли предусмотрена дополнительная статья расходов в бюджетах субъектов?
 
Проверка показала
 
Существует мнение, что спешка все-таки связана с проверкой Счетной палатой РФ соблюдения законодательства при распоряжении находящимися в государственной собственности земельными и лесными участками на территории Ленинградской области в 2007–2011 годах. Как сообщило ИА «Росбалт», система эффективного государственного контроля за использованием лесных участков в области не была создана, основные документы утверждены только к концу 2010 года, а задолженность по платежам превысила 400 млн рублей. Проверка показала, здесь до сих пор не создан самостоятельный орган исполнительной власти в сфере исполнения полномочий в области лесных отношений, переданных правительству Ленинградской области.
 
В проверяемый период нормативно-правовое регулирование в области лесных отношений на территории Ленинградской области осуществлялось на низком уровне. Решениями арбитражных судов законы Ленинградской области, нормативные правовые акты, принятые правительством Ленинградской области и комитетом по природным ресурсам отменялись, в результате чего основные документы лесного планирования Лесной план Ленинградской области и лесохозяйственные регламенты по всем лесничествам утверждены в установленном порядке только к концу 2010 года.
 
В Ленинградской области в полном объеме не выполнено поручение Дмитрия Медведева о приведении в соответствие данных государственного лесного реестра и государственного кадастра недвижимости, что создает дополнительные коррупционные риски при распоряжении лесными участками так называемых «сельских лесов», которые учитываются в государственном кадастре недвижимости в категории «земли сельскохозяйственного назначения».
 
Позиция «Беллоны»
 
«Согласна с профессором Грязькиным – проект Постановления по зеленой зоне, – скорее, формальность, – заявила член ОЭС, главный редактор журнала «Экология и право» Экологического правозащитного центра «Беллона» Лина Зернова. – Да, формально можно ставить галочку. Пусть даже территория, отведенная под зеленую зону, не отвечает обозначенным законодательством требованиям. При этом в области остается немало других природных  уголков, остро нуждающихся в охране и защите. Взять тот же Кургальский заказник – водно-болотное угодье международного значения, о котором «Беллона» писала многократно. Эта особо-охраняемая территория – уникальная по красоте, природным условиям, биологическому разнообразию – отдана на 49 лет в аренду с правом… заготовки древесины (!). Я задавала Валерию Сердюкову на пресс-конференции вопрос: «Возможно ли такое?». Он ответил, что закон при этом не нарушен.
 
Проверяющие Счетной палаты констатировали: чиновники Ленобласти не нарушают законов, но системно пользуются пробелами в законодательной базе, что привело к деградации лесных территорий. Та же картина и с Сиверским лесом: правительство области, по сути, отдало под застройку уникальный лесной массив, аналога в Ленобласти не существует. Оправдание – 131-й федеральный закон, разрешающий муниципалитетам самостоятельно принимать решения по выделению земельных участков. Удивительно ли, что доведенные до ручки граждане Ленинградской области устраивают митинги, пикеты, защищают берега озер, ломают заборы, огородившие от местных жителей  водоемы, перекрывают дороги? В Лебяжье под колеса тех самых грузовиков с песком население партизанскими методами бросало «ежи», потеряв веру с торжество закона…
 
Пришла пора подумать, какие природные уголки, являющиеся истинным достоянием региона, нуждаются в защите и охране. Разве мы не в ответе за природное наследие, которое должны сохранить и передать нашим детям и внукам?»
 
ОЭС губернатор – не совет? 
 
Заседание Общественного экологического совета от 4 мая – первый случай, когда решение губернатора принимается не безоговорочно, а  предполагает последующую доработку. Приняв предложение губернатора о создании зеленой зоны в Ленинградской области, члены Совета предложили создать рабочую группу, которая бы наполнила документ конкретикой. «Можно сколько угодно выступать против тех или иных начинаний, но конструктивный подход – вечный двигатель, благодаря которому, определив, что зеленая зона вокруг Петербурга – благо, можно двигаться дальше, предлагая разумную корректировку изначально принятого решения», – прокомментировал итоги обсуждения руководитель Совета Денис Крылов.
 
На следующий день, 5 мая, стало известно о том, что губернатор Ленобласти Валерий Сердюков, который пока не подписал заявления об отставке, завизировал постановление правительства «Об установлении границ зеленой зоны от границы Санкт-Петербурга до автодороги А-120 в Ленинградской области». Для чего же тогда губернатор собирал свой Общественный совет? 
 

Теги: ,

Опубликовано: 11 мая 2012
Автор: http://www.bellona.ru