Вторжение в недра: незаконные карьеры становятся памятниками слабости властей

Вторжение в недра: незаконные карьеры становятся памятниками слабости властей
Нельзя сказать, что правительство области ничего не делает для борьбы против незаконной добычи полезных ископаемых. В лице губернатора оно делает громкие заявления и организовывает «широко освещаемые» СМИ вертолётные рейды на незаконные карьеры. Однако на сегодняшний день эти громкие мероприятия идут сами по себе. А действующие незаконные карьеры в регионе остаются уродливыми памятниками дорогостоящей (для налогоплательщиков) и одновременно слабой власти.
 
Олег Иванов, калининградский координатор всероссийской общественной экологической организации «Зелёный патруль», рассказывает, что незаконный карьер в посёлке Дворики Гурьевского района попал в поле зрения «Патруля» в середине мая.
Здесь сотрудник «Зелёного патруля» на видеокамеру зафиксировал факты незаконной добычи полезных ископаемых и анонимно поговорил с рабочими. Один из экскаваторщиков откровенно сказал, что купить здесь «ПГМа» (песчано-гравийные материалы) в любом количестве проще простого: приезжаешь, платишь, говоришь, где высыпать. Другие рабочие рассказали, что фактическим владельцем карьера является известный в Гурьевском районе человек - Николай Иванович Андреев. Рабочие ошибались. Николай Андреев известен не только в Гурьевском районе. Директор ЗАО «Водстрой ПМК-1» был депутатом областной думы четвёртого созыва от, конечно же, «Единой России». В 2011 году кандидат в областную думу 5-го созыва Андреев был снят решением суда.
 
Меньше 5 метров
 
В конце мая «Зелёный патруль» нагрянул на этот незаконный карьер ещё раз - со съёмочной группой одной из калининградских телекомпаний. Несмотря на сильный дождь, на карьере работали два экскаватора, загружая песком КамАЗы. Специальный прибор «Патруля» показал: глубина разработки карьера - 11,02 метра. Рабочие карьера рассказали, что они добывают ПГМ для нужд «сельскохозяйственного предприятия» как «подсыпку» на просёлочные дороги. А потом приехал «хозяин». Им действительно оказался бывший депутат областной думы Николай Андреев. Поначалу, как показалось «Зелёному патрулю», «хозяин» вёл себя достаточно «энергично» и потребовал от «гостей» отчёта: что они делают на его земле?  Позже, уняв страсти, Андреев пояснил: эта земля действительно имеет статус земли сельхозназначения, участок принадлежит Андрееву на праве собственности.
Постановлением главы администрации Гурьевского района Андрееву разрешена добыча ПГМ на глубину до пяти метров. Разработка на большую глубину - вторжение в недра и незаконная добыча полезных ископаемых.
 
Олег Иванов из «Зелёного патруля» рассказывает, что после того, как Андрееву был задан вопрос по поводу глубины карьера, он о чём-то поговорил с рабочими. После этого рабочие... начали выводить в неизвестном направлении из карьера технику. После того как техника и «хозяин» из карьера уехали, приехала вызванная «Зелёным патрулём» полиция. С мигалками и сиренами полицейским удалось догнать и остановить один из КамАЗов. Машину и водителя доставили в отдел для дачи объяснений. После акции в Двориках калининградский «Зелёный патруль» начал рассылать заявления об очередном выявленном незаконном карьере с подтверждающими видеоматериалами.
 
Вскоре Олега Иванова пригласили поучаствовать в очередном рейде Росприроднадзора, областной службы экологического контроля и надзора и представителей администрации Гурьевского района. Проверяющие приехали на тот самый карьер в гурьевских Двориках.  Случайно оказавшийся там господин Андреев был неслучайно вежлив. Карьер сильно изменился. Его глубина составляла... менее пяти метров. Андреев сообщил гостям, что глубина карьера «никогда» не превышала разрешённых законом 5 метров.
 
В посёлке Нагорное тоже есть незаконные карьеры. Именно после неожиданного визита калининградского «Зелёного патруля» на один из них Олегу Иванову поступили угрозы. Несмотря на указанные в заявлении «Зелёного патруля» GPS-координаты незаконной разработки, гурьевская полиция не смогла его найти. А когда после поднятого в СМИ шума, громких заявлений губернатора, полиция смогла найти объект, в возбуждении уголовного дела по факту отказала. И только после вмешательства руководства калининградского УМВД гурьевские полицейские начали проверку. Полиция выехала на место и установила собственника земли. Также полицией были установлены нарушения, допущенные при незаконной разработке областных недр. Об этой победе общественности над беззаконием и патологическим нежеланием полиции расследовать дела о карьерах много писали, показывали, говорили. 
 
После Двориков проверяющие и экологи из «Зелёного патруля» проинспектировали Нагорное. На одном из карьеров работа шла полным ходом - насосы откачивали стоящую на дне воду. Руководитель работ Сергей сообщил, что в карьере идут легальные работы по обустройству карпового хозяйства. На втором карьере в Нагорном также кипела работа - два экскаватора... засыпали карьер. Тот же самый руководитель работ Сергей сообщил, что на карьере идут работы по рекультивации: карьер будет засыпан, а верхний плодородный слой будет завезён и восстановлен. На этом слое будет устроено большое тепличное хозяйство. Рассказывая об этой отрадной тенденции, Олег Иванов тем не менее отмечает, что никакого обязательного официального плана рекультивации у «исправившихся» «карьерщиков» нет. «Карьерный вопрос» сдвинут с мёртвой точки, областные власти проявили политическую волю и показали, что у них слова не расходятся с делом?
 
Сверхприбыли из песка
 
- Мы разочарованы деятельностью областных властей, - говорит Олег Иванов. Он вспоминает правительственный рейд на карьер в посёлке Медведево, также широко и восторженно освещавшийся в СМИ. Примерно через месяц после пафосного правительственного рейда калининградский «Зелёный патруль» снова был в Медведево. В карьере шли работы... По утверждению Олега Иванова, областные власти давно могли бы «закрыть» проблему незаконных разработок раз и навсегда. Например, говорит Иванов, экскаваторы в незаконных карьерах, как правило, не зарегистрированы в транспортной инспекции и органах ГИБДД. В случае конфискации этих дорогостоящих машин, их владельцы даже не смогут претендовать на возврат. Изъятие незаконных экскаваторов из незаконных карьеров нанесло бы серьёзный ущерб преступникам, занимающимися незаконными разработками наших с вами недр. Однако власти почему-то этого не делают. Зато делают громкие заявления и проводят вертолётные рейды. И пока пафос борьбы с незаконными разработками остаётся ключевым в «борьбе» областного правительства за недра, экология области несёт потери.
Государственные экологи Ленинградской области подсчитали потери, которые нанёс природе только один незаконный карьер, по своим параметрам сопоставимый с калининградскими. Ущерб от незаконных разработок - 109 миллионов рублей.
 
Однако это далеко не вся опасность. Как сообщили «Дворнику» уволенные сотрудники одного из районных подразделений земельного контроля, сертифицированная тонна официально добытого ПГМ стоит около 400 рублей. За эти деньги покупатель получает не только ПГМ, но и гарантии того, что добытые строительные материалы соответствуют установленным нормам и правилам, и их можно безопасно использовать в строительстве. Нелегально добытая тонна ПГМ стоит около 100 рублей, зато не требует никаких сертификатов, и никто не проверяет влажность песка, идущего на строительство, например, дорог. В результате зимой вода в некачественном песке замерзает, расширяется и разрушает дорожное полотно. А строительные материалы, незаконно добытые и неизвестно что в себе содержащие, идут не только на строительство дорог. Именно незаконные карьеры сделали любое строительство сверхприбыльным. В том числе - и жилых домов. Вот только сколько простоят такие дома и такие дороги?
 
Незаконно добытые материалы из незаконного карьера в районе Тумановки (Гвардейский район) идут на строительство дамбы. Понятно, что никто не проверяет и не изучает состав этого песка, гравия и так далее. По мнению пожелавших остаться неизвестными бывших сотрудников земельного контроля, в этих строительных материалах содержится много включений суглинка. Суглинок содержит воду. Зимой вода при замерзании расширяется, и... дальше вы уже знаете. Однако каждый день загруженные 40-тонные грузовики возят ПГМ по двум мостам в Знаменске. Кстати, официально движение по этим мостам ограничено - по ним могут ездить транспортные средства  весом до... 17 тонн. И всё это происходит на глазах в том числе и у сотрудников ГИБДД, которые должны запрещать движение гружёных самосвалов через старые мосты. В самом Знаменске среди населения бытует устойчивое мнение, что проезд по мостам на глазах у сотрудников ГИБДД стоит около полутора тысяч с грузовика в день. Платить надо обязательно с утра. И якобы ездить после этого можно весь день...
 
Кому то незаконные карьеры наносят непоправимый ущерб, а кого-то просто неплохо кормят. Смотря с какой стороны смотреть на проблему...
 

Теги: , ,

Опубликовано: 25 июня 2012
Автор: http://www.dvornik.ru