Новости

«Мусорная реформа» в Югре привела к росту тарифов на вывоз мусора без качественных изменений для потребителей

На вопросы ИА «ЮграPRO» отвечает председатель Межрегиональной экологической общественной организации «Зеленый фронт» Сергей Виноградов.

КОРРЕСПОНДЕНТ: Как Вы оцениваете результаты работы Росприроднадзора в ХМАО-Югре после структурной оптимизации: вместо управления – отдел по ХМАО-Югре с головной управляющей организацией, Северо-Уральским межрегиональным управлением, расположенным в Тюмени? Есть ли, с Вашей точки зрения, положительные результаты после этих нововведений?

ВИНОГРАДОВ: Каких-то значительных перемен мы не заметили, но есть технические нюансы. Например, недавно мы хотели уточнить результаты рассмотрения нашего обращения в Росприроднадзор по ситуации в ХМАО, однако на сайте Росприроднадзора контактных телефонов местного Росприроднадзора нет. Позвонили в Тюмень (в головной Росприроднадзор), там секретарь также затруднилась дать нам контактный телефон. Вообще, после «оптимизации» структуры ведомства для нас мало что поменялось, разве что теперь мы вынуждены направлять обращения в Тюмень, они перенаправляют их в ХМАО, и, соответственно, при подготовке ответа такая же история. Если сравнивать эффективность работы ведомства до и после структурной оптимизации — тут мы ничего сказать не можем, каких-то серьезных изменений мы не заметили.

КОРРЕСПОНДЕНТ: Не складывается у Вас впечатление, что чиновники от экологии в ХМАО-Югре считают вмешательство общественников в их профессиональную деятельность помехой и довольно вяло, вплоть до саботирования, реагируют на официальные обращения «Зеленого фронта» в их адрес?

ВИНОГРАДОВ: История с саботированием наших обращений, как показывает практика, может произойти в любом регионе, поэтому в ХМАО-Югре нет яркой специфики. Для некоторых чиновников общественники-экологи — это зачастую головная боль, необходимость организации внеплановых проверок, организации комплекса мероприятий выездного характера. Между тем, спустя какое-то время, чиновники от экологии начинают видеть в нас союзников, помощников, которые предоставляют объективные данные общественного мониторинга. Но существуют и обратные примеры, когда после ряда отписок на наши обращения прокурорская проверка приходит уже в само контролирующее ведомство и выносит дисциплинарное взыскание сотрудникам, которые ненадлежащим образом организовали проверку.

Один из последних случаев — Роспотребнадзор не мог согласовать проверку полигона ТБО в Сургуте («СКЦ Природа»), поскольку наши координаты (взятые с Яндекс карт или Google maps) не позволяют (якобы) согласовать проверку. Также форма записи объекта сотруднику была непонятна, наименование эксплуатирующей полигон организации им воспринималось как название объекта. Ссылку на видео из нашего запроса он открыть не мог. Мы максимально расширили информацию, прислали дополнительно, в итоге вчера к нам поступил ответ из двух абзацев. В первом сообщается, что факты не подтвердились. Во втором, стандартный текст о том, что мы можем обжаловать это письмо. Никакой конкретики в письме нет, наше видео, на котором полигон дымит на всю округу, и вокруг которого пруды из фильтрата, Роспотребнадзор не заинтересовало.

В Росреестре, например, нам недавно ответили, что координаты из нашего обращения им непонятны, и выезжать на проверку одного из полигонов в ХМАО они не будут, поскольку работают с региональной системой координат. Также сейчас есть ограничения на проверку юридических лиц (коронавирусные ограничения), проверить предприятие можно либо при угрозе здоровью людей, либо по прокурорскому согласованию. В некоторых регионах тот же Росреестр выезжает на предварительную проверку, и при подтверждении данных согласовывает проверку с прокуратурой, а в ХМАО проверку просто переносят на период, когда ограничения на проверки не перестанут действовать.

КОРРЕСПОНДЕНТ: Можно ли назвать реализацию так называемой «мусорной реформы» в ХМАО-Югре успешной? Как может выглядеть общая оценка реализации реформенных мероприятий и повлияла ли на улучшение работы «Югра-Экологии» продажа контрольного пакета акций «ЮТЭК – Региональные сети» (контролируется правительством округа и «Корпорацией СТС»), или все остается пока на уровне обещаний на перспективу?

ВИНОГРАДОВ: Можно ли назвать реализацию «мусорной реформы» в ХМАО-Югре успешной? — нет. В попытках разобраться в ситуации в ХМАО мы написали с десяток обращений в различные инстанции, в том числе в ФАС. Тут и странности с тарифом на вывоз мусора. Так, например, жители г.Когалым платят по тарифу за вывоз отходов на полигон ТКО у г.Сургута, а фактически ТКО размещается на городской свалке г. Когалым. Аналогичная история, например, с г. Нягань, пгт.Новоаганск. При этом, установлено, что большая часть затрат АО «Югра-Экология» приходится на транспортировку ТКО, и мы полагаем, что из-за этого тариф сильно завышен.

Есть и нюансы в работе АО «Югра-Экология». По лицензии у них 3 полигона для размещения отходов — Кышик, Андра, Октябрьское. В Андре и Октябрьском — по лицензии размещать ТКО из жилищ они не могут. Полигон Кышик, как нам отвечает Природнадзор Югры,эксплуатирует МП «ЖЭК-3».

Также «Югра-Экология» работает на полигонах с. Саранпауль и пгт.Березово. Из ответа Природнадзора Югры подтверждается информация, что у компании нет лицензии на эти полигоны.

Итого следующая картина — полигоны Андра и Октябрьское — по лицензии принимать мусор (ТКО) от населения не могут, полигоны Саранпауль и Березово — лицензии у регионального оператора на них нет. Полигон Кышик вообще они, по всей видимости, не эксплуатируют. Похоже на то, что полигоны были записаны за данной организацией лишь для того, чтобы повысить показатель обеспеченности собственными объектами при участии в отборе на статус регионального оператора.

Другое нарушение, по которому мы уже обратились в прокуратуру, — отсутствие сортировки отходов перед размещением на полигонах ТБО. Согласно Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, на территории ХМАО-Югры расположено 3 объекта обработки (сортировки) ТКО: мусоросортировочный комплекс в г. Нижневартовск, мусоросортировочный комплекс в г. Югорск, мусоросортировочный комплекс в г. Урай.

Согласно данным из открытых источников, в Сургуте и Нефтеюганске с сентября 2020 года свёрнута программа по раздельному сбору отходов.

Между тем, 25 июля 2017 г. было опубликовано Распоряжение Правительства РФ N 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается». Документ вступает в силу поэтапно. Лом металлов, ртутные лампы и градусники, светодиодные лампы (всего 67 видов) запрещено захоранивать с 1 января 2018 года. Макулатуру, стекло, пластик и др. (всего 42 вида) — с 1 января 2019 года.

По нашим данным, отсутствие инфраструктуры для раздельного сбора отходов и мощностей по централизованной обработке (сортировке) отходов привело к нарушению требований, предусмотренных Распоряжением Правительства РФ N 1589-р.

Еще одно направление — странный заем денежных средств в адрес АО «Югра-Экология». По этому вопросу мы обратились в следственные органы и Счетную палату, а заключается он в следующем:

По данным МОО «Зеленый Фронт» в июне 2020 года Фонд развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Фонд) и региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Югра-Экология» заключили договор о предоставлении денежного займа. Сумма займа составляет 350 млн рублей, средства должны быть направлены на погашение задолженности перед контрагентами по транспортированию, размещению и обработке ТКО, возникшей из-за неплатежей юридических и физических лиц в период распространения коронавирусной инфекции.

Между тем, обоснованность и законность выдачи кредита вызывает у нас сомнения по следующим причинам:

Заем компании АО «Югра-Экологии» предоставил «Фонд развития Югры», который на тот момент являлся основным акционером компании от правительства ХМАО (ему принадлежало 54,55% акций). То есть, присутствуют признаки конфликта интересов, так как бюджетные денежные средства выделены юридическому лицу, принадлежащему Фонду.

Компания АО «Югра-Экология» обосновала необходимость получения кредита финансовыми проблемами, возникшими в период распространения коронавирусной инфекции (якобы увеличился кассовый разрыв из-за недополученного дохода), однако, исходя из финансовой отчетности, финансовые проблемы АО «Югра-Экология» возникли задолго до периода распространения коронавирусной инфекции. Чистый убыток «Югра-Экологии» увеличился почти в шесть раз — с 27,2 млн рублей по итогам 2018 года до 160,9 млн рублей по итогам 2019 года. А дебиторская задолженность выросла с 49,3 млн рублей по итогам 2018 года до 734,8 млн рублей по итогам 2019 года. Непокрытый убыток компании по итогам 2019 года составил 188,7 млн рублей, когда по итогам 2018 года он был только 27,7 млн рублей. При этом, компания за 2019 год нарастила долги — в 2018 году она имела кредиторскую задолженность на сумму 48,4 млн рублей, а по итогам 2019 года уже 548 млн рублей.

В сложившихся обстоятельствах прозрачность целевого использования кредитных средств, выделенных из бюджета, а также эффективность (результативность) их использования неизвестны.

Странности заключаются и в том, как формируются тендеры на оказание услуг по вывозу отходов. Мы проанализировали свежие тендеры (от 12 и 13 ноября 2002 года), где заказчиком выступает АО «Югра-Экология» в Сургуте и Сургутском районе. Выявлено, что по сравнению с 2018 и 2019 годами лоты на вывоз отходов сильно укрупнены. Так, раньше в Сургуте было 25 лотов, в Сургутском районе, как минимум, — 15 лотов. Сейчас их по 4. Это значит, что лоты сильно укрупнены, и участники рынка не могут себе позволить зайти на эти тендеры, поскольку требуется значительная обеспеченность денежными средствами и прочими активами. Сама аукционная документация составлена коряво, отсутствует ряд важных условий, без которых понять даже схему вывоза отходов, затруднительно. Создается ситуация, при которой зайти на лоты по вывозу отходов смогут только крупные компании, возможно, аффилированные с региональным оператором. По этому поводу мы буквально на днях направили 6 обращений в ФАС (каждое на 16 листах с подробным изложением нарушений процедуры проведения закупки).

Общее мнение нашей организации по этому вопросу следующее: «мусорная реформа» в ХМАО-Югре привела к росту тарифов на вывоз мусора без качественных изменений для потребителей. Строительство полигонов по концессии нам видится, как способ уйти от отчетности по затратам на строительство, которые всё равно будут возвращены за счет повышенных тарифов на вывоз отходов. То есть, предприниматели построят за свой счет полигоны, проверить насколько траты соответствуют реальным ценам будет де-юре невозможно, а расходы всё равно лягут на плечи жителей региона через повышенные тарифы.

КОРРЕСПОНДЕНТ: — Существуют ли карта или перечень особо экологически опасных объектов в Югре, составленные «Зеленым фронтом, если «да», где с этими материалами можно познакомиться?

ВИНОГРАДОВ: На настоящий момент у нас нет перечня особо опасных объектов, но ведется работа по созданию Народной экологической карты, которая будет размещена на нашем сайте и на которой в удобной форме население сможет указывать на объекты нарушения природоохранного законодательства. Эта информация будет обрабатываться нашими сотрудниками, направляться в соответствующие ведомства по всей стране.

КОРРЕСПОНДЕНТ: Есть ли необходимость в увеличении числа добровольных помощников «Зеленого фронта» в ХМАО-Югре, и что нужно сделать не равнодушным гражданам, чтобы начать сотрудничать с «Зеленым фронтом»?

ВИНОГРАДОВ: Да, неравнодушные граждане с активной жизненной позицией и базовыми навыками общественной деятельности всегда приветствуются в нашей организации. Основной вид взаимодействия волонтеров с нашей организации заключается в том, что мы (даже в удаленном режиме) готовим людей к выявлению нарушений природоохранного законодательства, даем базовые методы работы, объясняем тонкости такой работы. Мы видим эту деятельность в том, что житель становится своего рода наблюдателем за муниципальным районом, где он проживает. От таких людей требуется сфотографировать нарушение, прислать нам координаты и описать проблему. Дальше наши сотрудники проанализируют информацию и самостоятельно сформируют обращения в контрольно надзорные или органы власти, и иные мероприятия в зависимости от проблематики.

ДЛЯ СВЕДЕНИЯ:

Межрегиональная экологическая общественная организация «Зеленый Фронт» основана в 2007 году, и с тех пор она прошла путь от одной из многих общественных экологических организаций до уникального в своем роде сообщества, обладающего инструментами реального воздействия на экологическую политику. «Зеленый фронт», как считают ее участники — организация практических дел, в основе которых – четкая постановка задачи, формулирование конкретного плана мероприятий, достижение реального позитивного результата. В своей деятельности «Зеленый фронт», прежде всего, опирается на поддержку граждан с активной жизненной позицией, старается наладить продуктивный диалог с органами государственного надзора и стремится быть надежным партнером для СМИ.

В активе «Зеленого фронта» — тысячи рассмотренных обращений, десятки проработанных направлений, опыт работы в регионах России и за рубежом. Экология сельского хозяйства и недропользования, загрязнение водных объектов и атмосферы, нарушения при обращении с промышленными и бытовыми отходами, незаконные рубки леса — в каждой области «Зеленый фронт» накопил существенный багаж, который позволяет ему справляться с наиболее трудными вызовами.

 

Источник

 

Теги: , , ,

Опубликовано: 21 ноября 2020
Найдите нужную новость
ПнВтСрЧтПтСбВс
      
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30