Свердловские власти выходят на теневой рынок опасных отходов

Свердловские власти выходят на теневой рынок опасных отходов

Власти Свердловской области намерены кардинально перекроить рынок обращения опасных отходов, значительная часть которого на текущий момент находится в теневом секторе. Правительством региона уже создается межведомственная рабочая группа, в которую войдут представители перечня министерств, общественных организаций, бизнеса и надзорных органов. Основной целью органа будет отработка современной модели обращения с нефтесодержащими отходами, которые относятся к III классу опасности, в рамках нацпроекта «Экология». Регион же может получить статус пилотного в этой сфере, и впоследствии тиражировать полученный опыт в другие субъекты РФ. Соответствующее решение, со слов участников рынка, уже прорабатывается и на местном, и на федеральном уровне. О необходимости кардинального изменения ситуации в целом по России говорят депутаты и экологи, а пока тонны токсичных веществ, эффективность контроля за которыми оставляет, по словам экспертов, желать лучшего, попросту сжигаются или сливаются на почву и в канализацию, создавая предпосылки для крупного экологического бедствия.

 

Правительство Свердловской области создает межведомственную рабочую группу по реализации проекта «Обращение с нефтесодержащими отходами». В нее уже делегированы представители трех министерств: замглавы МинЖКХ Егор Свалов, заместитель министра природных ресурсов и экологии Вячеслав Тюменцев и замглавы Минпромнауки Игорь Зеленкин. Кроме того, в рабочий орган войдут представители Департамента Росприроднадзора по УрФО, Заксобрания Свердловской области, общественных организаций и бизнеса.
 

Правительство Свердловской области

Фото: regnum.ru

 

Отметим, что вопрос обращения с нефтесодержащими отходами, которые относятся к III классу опасности, длительное время оставался в тени других экологических проблем. При этом, как признаются чиновники и представители надзора, на текущий момент система контроля за токсичными веществами работает не эффективно, что привело к формированию «теневого сектора» опасных отходов.

 

Как отмечают собеседники издания среди экологов, сейчас масштаб проблемы остается недооцененным, ведь официальная статистика, в связи с определенной спецификой законодательства, отражает только данные по крупным предприятиям, а основной ущерб кроется именно в нерегулируемом рынке.

 

Опасные отходы в результате неконтролируемого сбора зачастую сливаются на землю, уничтожая почвы и угрожая водным объектам, или в ливневые канализации, попадая на водоочистные сооружения. Напомним, челябинский водоканал уже выступал с заявлением о критической ситуации, связанной со сбросом, в том числе, нефтепродуктов. На предприятии отмечали, что запрещенные вещества нарушают нормальную работу очистных и могут привести к их остановке. Эксперты между тем подчеркивали, что схожие проблемы есть и в других регионах УрФО.

 

Кроме того, ущерб наносится и незаконным сжиганием отработанных нефтепродуктов, которое оказывает системное негативное влияние на атмосферный воздух. «Например, отработанные масла – это ликвидный продукт, его активно продают. Другое дело, что на обращение с этими отходами нужна лицензия, а зачастую участники рынка не утруждают себя этим – занимаются в серую. Далее отходы используются в качестве топлива и сжигаются», – описал ситуацию собеседник издания в ОНФ.

 

Для понимания масштаба проблемы отметим, что по оценкам источников «Правды УрФО», только по Екатеринбургу в день исключительно с автосервисов можно собирать до 30 кубов отработанных масел. В реальности, как указывают наблюдатели, объем перерабатываемых сейчас отходов значительно меньше, а значит, большая их часть, вероятно, просто незаконно сжигается или сливается. Отметим, ранее заместитель начальника Департамента Росприроднадзора по УрФО Павел Валеев указывал, что в ведомстве числится только 6 организаций, которые могут заниматься утилизацией подобных веществ, причем часть из них работают исключительно с собственными отходами.
 

Признают проблему и региональные депутаты. «Мне предложили поучаствовать в группе, изучить вопрос, и поскольку наш комитет, в том числе, занимается вопросами экологии, изложить варианты решения проблемы. Мы все понимаем, что в этой сфере действительно практически нет регулирования. По факту отходы от предприятий, машин и так далее часто просто сливаются в реку либо на землю. Я лично знаю, что в одном из районов нашей области копаешь яму полутораметровую, а там почти бензин, потому что длительное время сливали отходы», – пояснил депутат Законодательного собрания Свердловской области, член комитета по аграрной политике, природопользованию и охране окружающей среды Вячеслав Вегнер, который вошел в рабочую группу.

 

Парламентарий подчеркнул, что важно начать работу по этой проблеме уже сейчас, поскольку скоро стартует бюджетный процесс, и будет возможность предусмотреть какие-то средства на ее разрешение.

 

Представители бизнеса делают акцент на необходимости выстраивания четкой системы работы. «В первую очередь, в регионе предстоит наладить раздельный сбор нефтесодержащих отходов. Во-вторых, определить статус «отходообразователя» и создать систему административного контроля над процессом передачи опасных отходов именно на сертифицированную утилизацию. Иными словами, наделить специализированную утилизирующую компанию статусом «регионального оператора» в области утилизации нефтеотходов, со всеми последующими правами и обязанностями», – подчеркнул директор ООО «Этиламин-Ек» Сергей Литвиненко, который также примет участие в работе группы.
 

Отметим, что анализом проблемы уже занимаются на федеральном уровне. Так, выступая на первой региональной конференции по обращению с нефтесодержащими отходами в Екатеринбурге, председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов подчеркнул, что необходимо ужесточать требования к обращению этого вида отходов. Федеральный эксперт отметил, что важно вовлечь их в хозяйственный оборот, «чтобы потом снова не искать деньги в бюджете на их ликвидацию».

 

Бочки от нефтепродуктов

Фото: wastelog.ru

 

В Свердловской области между тем не стали ждать инициатив из официальной Москвы, запустив процесс работы уже сейчас, а первым шагом стало создание межведомственной рабочей группы. Как отметил глава Российского экологического общества Рашид Исмаилов, Свердловская область может стать пилотным регионом, в котором будет сформирована и апробирована модель работы с отходами III класса опасности.
 

Источники «Правды УрФО» сообщают, что сейчас на различных уровнях прорабатывается вопрос присвоения Среднему Уралу статуса пилотного региона по этому проекту. Также, с их слов, уже готовится соответствующее обращение в правительство РФ. После того, как в регионе будет отработана понятная экономическая модель, опыт планируется тиражировать в другие субъекты России.

 

Экологи также подчеркивают, что проблема носит общенациональный характер. «Насколько я знаю, по большей части отходы сливают на почву, а потом закапывают. В справках ведь можно написать что угодно, показать, что отходы утилизированы. Также знаю по Сургуту пример, когда подгоняют машину и просто сливают в канализацию. Поймать их достаточно сложно – следы исчезают, а потом это всплывает в каком-нибудь водном объекте. У нас в Санкт-Петербурге, например, сливают ночью, чтобы сразу не было видно масленую пленку. Посчитать объемы нереально, а 90% утилизации, по моим ощущениям, происходит только на бумаге», – рассказывает председатель межрегиональной экологической общественной организации «Зеленый фронт» Сергей Виноградов.

 

Федеральный эксперт отмечает, что предприятия также имеют возможность временно накапливать опасные отходы. «Все это хранится сперва какой-то период, а потом заключается договор на утилизацию. Но у нас был пример, мы запрашивали у организации в Челябинске информацию об утилизации, и выяснилось, что никаких отходов к ним не поступало. Есть целая схема, появляются фирмы-«однодневки», которые якобы принимают отходы, но их работы существуют только на бумаге. А виновных якобы и нет», – описывает проблематику Сергей Виноградов.

 

При этом политологи отмечают, что Свердловская область имеет все возможности стать «пилотным» регионом. «У нас развитая химическая промышленность, у нас есть хорошая научная база. Регион мог бы выстроить работу в современном русле, а альянс в рамках субъектов УрФО вообще бы мог стать передовым для России. Область обладает всеми условиями, чтобы стать реальным локомотивом, учитывая имеющиеся ресурсы. Более того, это будет дополнительным сигналом для федерального центра в вопросе эффективности реализации национального проекта «Экология» на территории региона», – заключил эксперт «Фонда развития гражданского общества» (ФоРГО), политолог Анатолий Гагарин.
 

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Автор: Андрей Щербов

 

Теги: , ,

Опубликовано: 01 июля 2019