Королевство черной луны: как живется рядом с угольным терминалом в Калининграде

Королевство черной луны: как живется рядом с угольным терминалом в Калининграде

Уже почти два года на юго-востоке Калининграда работает железнодорожный терминал по перегрузке угля. Открытие объекта называли «историческим событием для угольного бизнеса России». Знаменательным появление терминала стало и для жителей соседних с ним микрорайонов. Теперь они вынуждены даже летом сидеть с закрытыми окнами и по несколько раз в день мыть полы в квартире. Экозащитники уверены, что именно угольный терминал стал причиной загрязнения озера Шенфлиз и запрета купания там. Железнодорожники утверждают, что объект построен в соответствии со всеми нормативами и обвинения надуманны. «Новый Калининград» рассказывает историю противостояния горожан и РЖД.

 

Летним утром Ирина Горелик вышла в сад возле своего дома в Двинском переулке и обратила внимание на надувной бассейн. Борта полупрозрачной конструкции из ПВХ были покрыты черной пылью, а поверхность воды внутри затянута грязной маслянистой пленкой. Бассейн женщина попыталась отмыть и заново заполнить водой, но история с черной пылью вскоре повторилась. С тех пор семья бассейн больше не ставит — он так и валяется во дворе: смятый и в черном налете.

 

Вот уже больше полугода, уверяют обитатели микрорайона, удушающий запах гари, всепроникающая угольная пыль, постоянный шум по ночам стали для них привычными условиями жизни. Хотя многие из них, приобретая жилье в тихом предместье, надеялись, наоборот, избежать городского шума и смога.

 

«РЖД выигрывает во многом»

Терминал по перегрузке угля на станции «Дзержинская-Новая» в Калининграде РЖД запустила в мае 2017 года. На терминале, обустройство которого стоило компании порядка 200 млн рублей, топливо перегружается с широкой колеи на узкую и отправляется на рынок Польши. Первый заместитель гендиректора компании-отправителя — ПАО «Кузбасская топливная компания», которая и поставляет уголь за границу — Иван Гептинг назвал открытие калининградского терминала «историческим событием для угольного бизнеса России». 

 

«РЖД выигрывает во многом. Это дополнительная услуга по перевалке, дополнительные доходы и прибыль. Мы этот объем перевели с терминалов Польши и Белоруссии, и благодаря этому переводу компания дополнительно зарабатывает с тонны угля 160 рублей», — цитировало издание РБК слова начальника Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД» Евгения Стурова.

 

Объект рассчитывали на нагрузку в 1,5 млн тонн угля в год. В первый полный год работы (2018-й) на терминале было перегружено всего полмиллиона тонн угля, то есть треть расчетного объема. Но уже летом 2018 года жители двух микрорайонов по обе стороны от угольного терминала в полной мере ощутили на себе все «прелести» соседства с новым инфраструктурным объектом.

 

«С характерным запахом горения»

«Вот в пятницу окна помыла, и видите, что к понедельнику скопилось? — Ирина Горелик проводит салфеткой по подоконнику и сгребает дорожку из черных крупинок довольно крупной фракции. — То, что сейчас я вам показываю, ни о чем. Летом пыль была повсюду. В комнатах нельзя было пройтись босиком — ноги сразу становились черными». Угольная пыль, по словам жителей улиц Двинская, Севастопольской, Дзержинского и СНТ «Медик», оседает на мебели, подоконниках, комнатных растениях. Из-за этого люди стараются не открывать окна даже в сильную жару, не сушат на улице белье, забросили огороды. «Живем тут с мужем с 1975 года. Все красиво было — природа, воздух, сад. А сейчас даже не хочется заниматься рассадой. На огород без слез не посмотришь — кочаны у капусты все серые, трава коцая, цветы никакие, сами мы непонятно отчего кашляем», — перечисляет Любовь Тарасенко, владелица дома на улице Севастопольской.  

 

Летом и ранней осенью горожане мучились и от запаха гари — огромные насыпи угля на территории терминала постоянно тлели внутри. Как следует из ответа Комитета городского хозяйства администрации Калининграда, на место горения угля неоднократно выезжали сотрудники МЧС, на терминале круглосуточно дежурил пожарный поезд и «выполнялись мероприятия по проливке водой угольных отвалов». «Те, кто когда-нибудь топил печь углем, знают этот запах. Только они его чувствовали, когда золу недогоревшую выгребали из печи, а мы постоянно от него задыхались. Аж горло жгло», — поясняет Любовь Тарасенко.

 

В региональном министерстве природных ресурсов и экологии сообщили, что на территории терминала их специалисты действительно «зафиксировали выделение дыма с характерным запахом горения угля». Однако так как железнодорожные объекты подлежат федеральному надзору, информация из министерства была перенаправлена в Управление Росприроднадзора по Калининградской области «для принятия мер реагирования». Надзорный орган, в свою очередь, проинформировал, что в отношении РЖД составлены и направлены в суд протоколы об административных правонарушениях «за нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха».

 

Углеводородное озеро

В 2018 году о плохой экологической обстановке в районе станции «Дзержинская-Новая» заговорили члены клуба «Янтарные моржи». Любители купания в холодной воде давно используют в качестве своей базы озеро Шенфлиз, расположенное в нескольких десятках метров от железнодорожных путей и в сотне — от угольного терминала. «Моржи» очистили дно и берега водоема, запустили туда рыбу, чтобы освободить пруд от обилия водорослей. Летом 2018 года городские власти объявили об открытии официального пляжа на озере.

 

К концу сезона на озере появилось ярко-зеленое маслянистое пятно длиной более 100 метров. По словам главы клуба «Янтарные моржи» Кирилла Порошина, пятно расползлось вдоль берега со стороны железной дороги. Местные жители взяли пробы воды из Шенфлиза и направили их на исследование в институт «АтлантНиро». Специалисты обнаружили, что в озерной воде в несколько сотен раз превышена предельно допустимая концентрация нефтепродуктов и фенолов. Минприроды провело дополнительную проверку на водоеме, однако источник и причины загрязнения назвать не смогло.

«Станция „Дзержинская-Новая“ никогда не работала и не работает с такими видами грузов, как нефтепродукты или химические грузы. У государственных органов, проводивших проверку по факту загрязнения озера, претензий к железной дороге не было», — говорится в ответе КЖД на запрос «Нового Калининграда». 

 

Из-за высокой концентрации в воде опасных веществ в начале сентября 2018 года городские власти вновь запретили купание в Шенфлизе. Тогда же «Янтарные моржи» заявили еще об одной проблеме: по их наблюдениям, поверхность водоема регулярно затягивает угольной пылью. Калининградцы сочли, что это может доказывать негативное влияние работы нового угольного терминала на экологическую обстановку вокруг озера. В результате региональное минприроды опять направило инспектора на водоем для проведения проверки.

 

«Август, сентябрь, октябрь — постоянно наблюдали угольный налет на поверхности озера и черные пятна от нефтепродуктов, — рассказывает глава „Янтарных Моржей“ Кирилл Порошин. — В Росприроднадзоре нам сказали, что в регионе попросту не делают анализы на уголь — это надо пробы в Москву отправлять, но тут на месте никому это не нужно. Все оставили как есть. За зиму озеро немного само восстановилось, но летом опять начнется все то же самое».

 

 

Накопительный эффект

Начиная с поздней осени ситуация с наличием угольной пыли и продуктов горения в воздухе возле терминала стала гораздо лучше — сыграла роль влажная погода и, по всей видимости, снижение интенсивности отгрузки угля. Тем не менее некоторые собеседники «Нового Калининграда» посчитали, что соседство с терминалом уже начало отражаться на их здоровье.

 

«С осени пошли болезни у моего семилетнего сына одна за одной. Раньше кашля у него не было ни разу за все эти годы. Теперь же все время такой сильный кашель, что даже педиатр удивилась. Врач сказала, что именно из-за близости с терминалом так уязвима дыхательная система стала у ребенка», — рассказывает жительница Двинского переулка Анна Яковлева. «Вот, посмотрите, какие залежи угля у меня на подоконнике. Можете представить, что у нас в легких? А когда тлеет уголь, то у меня от дыма отек слизистой в горле, в носу — надо закапывать постоянно. А ведь все это еще и накопительный эффект имеет», — говорит Елена Зеленко. 

 

Местных жителей поддерживают члены экологической общественной организации «Зеленый фронт». По словам ее руководителя Олега Иванова, угольная пыль содержит канцерогены и различные химические соединения, сильно загрязняющие окружающую среду. «Угольная пыль очень неприятна для здоровья и может вызывать различные заболевания: начиная от проблем с органами дыхательной системы до развития более тяжелых заболеваний. Вообще уголь — очень серьезный загрязнитель, и мне удивительно, что РЖД не могло найти где-то за городом площадку для обустройства терминала», — подчеркивает Олег Иванов.

 

Владелица оказавшегося ненужным бассейна Ирина Горелик говорит, что через несколько домов от нее живет четырехлетняя девочка, которую родители постоянно водят к врачу из-за кашля. «Врач сама спросила: „Может, у вас какое-то предприятие рядом?“. А когда узнала, что угольный терминал под боком, сказала: „Переезжайте“», — добавляет Горелик.

 

Впрочем, о переезде часть местных жителей задумалась самостоятельно, без рекомендаций со стороны — сразу несколько домов в переулке Двинской выставлены владельцами на продажу. «Нам чиновники говорят: „Как же вы дома в этой промзоне купили?“. Так ведь тут дома еще немецкие стоят — муж в 1948 году в регион приехал, и тут уже люди жили. А сейчас и жить тут невозможно — мы скоро, наверное, будем на улицу в противогазах выходить, — и не продашь — не хочется людей обманывать, а зная о ситуации, никто не купит», — вздыхает жительница проблемного района Любовь Тарасенко.

 

По словам жильцов одного из комплексов на Дзержинского, у застройщика начались проблемы с продажей квартир в новостройках, возведенных в микрорайоне рядом с терминалом. Именно в этом жилищном комплексе получают квартиры обманутые дольщики.

 

Инстаграм Алиханова

 

Жители проблемного района перепробовали почти все: устраивали собрания и заваливали обращениями управления Росприроднадзора и Роспотребнадзора, требовали, чтобы вмешалось региональное правительство, просили помощи у депутатов облдумы и горсовета. В сентябре 2018 года в управлении Роспотребнадзора состоялось межведомственное совещание по вопросу загрязнения окружающей среды около микрорайона рядом терминалом на Дзержинского. Помимо угольного терминала РЖД на совещании рассматривались все предприятия поблизости, которые могут быть потенциальными объектами негативного воздействия. Поговорив о составленных административных протоколах в отношении юрлиц, участники совещания разошлись. В октябре транспортная прокуратура отчиталась, что вынесла представление начальнику одной из местных структур РЖД. Но это, видимо, не помогло: сейчас в надзорном ведомстве «Новому Калининграду» говорят об инициировании новой проверки (она пока не завершена).

 

«Я писала Алиханову в „Инстаграме“ несколько раз. Он один раз мне ответил: „Коллеги занимаются“. С тех пор вижу, что сообщения мои он читает, но ничего в ответ не пишет», — обреченно рассказывает Елена Зеленко. К декабрю жители микрорайонов вокруг угольного терминала решились просить помощи Владимира Путина, но в ответ на обращение получили письмо из все того же регионального минприроды. В нем говорилось, что минприроды переслало жалобу в местное управление Росприроднадзора. 

 

В пресс-службе КЖД «Новому Калининграду» сообщили, что претензии местных жителей необоснованны: проверки и экспертизы проблем не выявили, если не считать случаев тления угля на терминале. «Последняя инструментальная проверка проводилась совсем недавно — в последней декаде января. Кроме того, дорожной экологической лабораторией регулярно проводится взятие проб воздуха на границах санитарно-защитной зоны, документально подтвержденные результаты такие же — содержание так называемых вредных веществ и взвесей в разы и на порядки ниже предельно допустимой концентрации», — утверждают в ведомстве.

 

В результатах январской проверки жители микрорайонов сомневаются. По их словам, специалист Росприроднадзора приехала по приглашению КЖД и сделала замеры, когда проводилась перегрузка только одной машины, что значительно меньше, чем средние объемы перевалки. «Вечером я специалисту из Росприроднадзора звонила и просила приехать на замеры, потому что тут такая активная разгрузка шла — из-за пыли не было видно луны. Но она отказала. Хотя сама свой номер оставила и предложила звонить в любое время», — говорит Ирина Горелик.

 

В КЖД добавляют, что есть еще один «характерный показатель» — это чистота снега рядом с терминалом. «В январе мы провели видеосъемку, где видно, что даже в ходе погрузо-выгрузочных работ снег и на границах санитарно-защитной зоны, и вблизи самого терминала абсолютно чистый», — уверяют в КЖД.

 

Экозащитники не согласны с позицией представителей компании. Олег Иванов говорит, что активисты «Зеленого фронта» несколько раз выезжали к станции «Дзержинская-Новая» и проводили там съемку. «В сырую погоду о какой-то пыли, далеко разносящейся по окрестностям от терминала, речь не идет. Но когда стоит сухая погода, то при погрузочно-разгрузочных работах пыль идет как в сторону частного сектора, так и в сторону водоема. На первом декабрьском снегу мы фиксировали угольную пыль, причем на достаточно большом расстоянии от терминала. Запах угля тоже на расстоянии 200 метров при определенном ветре ощущался», — констатирует Иванов.

 

Пообещали водяные пушки

Место для размещения угольного терминала в КЖД объясняют тем, что площадка находится «на самой окраине города в непосредственной близости к Окружной дороге и примыкающей к станции промзоне». В соблюдении требований законодательства при обустройстве объекта в компании не сомневаются: «Удаление площадки от границ санитарно-защитной зоны, рассчитанной независимой специализированной компанией и прошедшей необходимые экспертные оценки в госорганах, соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта санитарно-защитной зоны». 

 

Во время строительства угольного терминала со стороны улицы Двинской компания установила 6-метровый пылезащитный экран протяженностью полкилометра, однако почему-то не разместила вдоль объекта положенные водяные пушки для пылеподавления. «В первом полугодии текущего года Калининградской дирекцией по управлению терминально-складским комплексом дополнительно будут приобретены пылеподавляющие установки», — обещают в КЖД.

 

Экозащитники подозревают, что тут не обошлось без сокращения санитарно-защитной зоны: «По СанПиНу у такого объекта должна быть 500-метровая зона защитная, но именно внутри этого радиуса там находится минимум 30 жилых домов, чего категорически быть не должно. В начале января мы обратились в Роспотребнадзор и ожидаем ответа о том, какая же у них все-такисанитарно-защитная зона», — поясняет Олег Иванов. Возглавляемая им организация намерена добиваться переноса терминала за пределы города. Активисты отправили обращения на имя главного санитарного врача Анны Поповой, руководителя Росприроднадзора Светланы Радионовой и прокурора Калининградской области Сергея Хлопушина.

 

«Как бы еще хуже не было»

Сами жители утверждают, что будут настаивать на переносе терминала, но признаются, что не верят в благополучный исход. «Нам сказали, что терминал городу нужен, поэтому он будет тут стоять. Штрафы, которые им выписали, что, как-то экологию восстановили? В КЖД нам обещают поставить всю защиту в июле 2019 года. То есть нам предлагают подышать этим всем, потерпеть ради иллюзорной перспективы того, что там что-то установят и это, может быть, поможет?» — негодует Ирина Горелик.

 

Собеседники «Нового Калининграда» говорят, что многие их соседи, которые поначалу тоже писали жалобы, уже давно опустили руки, потому что считают противостояние с одной из крупнейших госкомпаний России бессмысленным. «Некоторые соседи удивляются: „С кем вы бороться решили?“. А другие говорят, что мы не только ничего не добьемся, но и как бы нам еще хуже не было», — говорит Любовь Тарасенко.

 

Активную, но пока безрезультатно борьбу с угольными терминалами давно развернули жители городов в других регионах страны. В Находке и Мурманске активисты несколько лет подряд выкладывают фото- и видеоотчеты о неприятностях, которые происходят из-за близости терминалов к жилым районам, и пишут жалобы в различные инстанции. По их свидетельствам, не спасают от распространения угольной пыли ни защитные экраны, ни водяные пушки. Жители Находки даже заручились поддержкой Владимира Путина, обратившись к нему со своей проблемой во время «прямой линии». Но пока чуда не произошло.

 

 

Теги: , , , ,

Опубликовано: 04 февраля 2019